Компенсация за неиспользованный отпуск
По контракту работнику положено 24 дня основного отпуска и 4 дня дополнительного поощрительного отпуска. При увольнении он планирует взять отпуск 22 календарных дня и за 6 дней получить компенсацию.
Необходимо ли в приказе об увольнении указывать в общем количестве дней, подлежащих компенсации, отдельно количество дней дополнительного отпуска? Можно ли за дни дополнительного поощрительного отпуска начислять компенсацию?
Трудовой отпуск состоит из основного и дополнительных отпусков.
К дополнительным отпускам относятся:
– отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (ст. 157 ТК);
– за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК);
– за продолжительный стаж работы (ст. 159 ТК);
– поощрительный отпуск (ст. 160 ТК и подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», далее – Декрет № 29).
Дополнительные отпуска присоединяются к основному отпуску, если иное не предусмотрено актами законодательства (ст. 162 ТК).
Согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29 контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда:
– дополнительный поощрительный отпуск с сохранением заработной платы до 5 календарных дней;
– повышение тарифной ставки (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством).
В контракте нанимателя с работником обязательно должны предусматриваться дополнительные меры стимулирования труда.
Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда от 26.06.2008 № 4 «О практике рассмотрения судами трудовых споров, связанных с контрактной формой найма работников», если при оспаривании работником условий контракта будет установлено отсутствие в нем дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных подп. 2.5 п. 2 Декрета № 29, суд возложит на нанимателя обязанность привести условия контракта в соответствие с Декретом № 29. Таким образом, наличие в контракте дополнительных мер стимулирования труда носит для нанимателя обязательный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 ТК отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом. Необходимость выделять в приказе нанимателя о предоставлении трудового отпуска его составные части законодательство о труде не содержит.
Согласно подп. 1.72 п. 1 ст. 131 НК с 1.01.2017 при налогообложении не учитываются затраты на оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков, за исключением дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена актами Президента.
Положения указанного подпункта распространяются в т.ч. на выплату в соответствии с законодательством денежной компенсации за неиспользованные дни указанных дополнительных отпусков.
Таким образом, поскольку при увольнении работнику производится выплата денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск (его часть), то его составные – основной и дополнительные отпуска – для целей законодательства о труде не распределяются.
В связи с тем что работнику предоставляется часть трудового отпуска и за его часть выплачивается денежная компенсация, то наниматель вправе принять решение: в какую из частей трудового отпуска будет включен дополнительный поощрительный отпуск, т.к. законодательство о труде также не регулирует данный вопрос.
Вместе с тем для вопросов налогообложения наниматель вправе отразить информацию о количестве дней поощрительного отпуска как в приказе (записке об отпуске), так и в иных документах внутренней переписки между структурными подразделениями (например, в служебной записке).