Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Коммунальный рай обещает концепция развития жилищно-коммунального хозяйства

Страсти вокруг ЖКХ, занимавшие первые позиции в рейтинге актуальности минувшей зимой, летом поутихли. Сама же тема значимости не потеряла...
Страсти вокруг ЖКХ, занимавшие первые позиции в рейтинге актуальности минувшей зимой, летом поутихли. Сама же тема значимости не потеряла. Сонм отечественных аналитиков, рассуждая на темы энергообеспечения, предрекает, что оплата услуг ЖКХ в ближайшую зиму будет главной статьей расходов белорусов, а правительство одобряет концепцию развития отрасли на период до 2015г., которая должна решить все ее проблемы.

Напомним, что идея разработки концепции принадлежит КГК, который провел комплексную проверку организаций системы и сделал нелестные для ее руководства выводы (неупорядоченная структура управления, неудовлетворительное финансовое состояние, неэффективное расходование государственных средств, "системные недостатки" в организации экономических отношений). После этого на повестке дня возникло два концептуальных вопроса: как реформировать отрасль и какой орган госуправления этим займется, ибо, по мнению руководителя КГК А.Тозика, "Министерство ЖКХ в том виде, в каком оно есть, не нужно". Работая над своими просчетами, Минжилкомхоз подготовил, а правительство приняло два документа по изменению ситуации. Это постановление Совета Министров N 45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг" (см."НЭГ" N 25 за 2003г.) и постановление N 943, одобрившее вышеупомянутую концепцию. После долгих дебатов правительство все же решило оставить министерство в качестве проводника государственной политики в этой сфере. Рабочая группа под руководством курирующего эти вопросы в правительстве Анатолия Тютюнова к сентябрю должна будет прописать новые обязанности этой структуры.

Изложенная в концепции государственная политика ориентирует отрасль на переход "в режим безубыточного функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг", что абсолютно логично и соответствует направлению реформирования этой сферы в ряде постсоветских стран, а также развитых государствах. К примеру, реформа ЖКХ в Эстонии заняла 9 лет. Страна прошла через все возможные беды: социальное напряжение после повышения тарифов и вынужденное переселение ("организация добровольного обмена жилыми помещениями" присутствует и в белорусском варианте реформы), рост задолженности по квартплате, отключение от системы отопления и горячей воды целыми домами. Эффект от реформы стал возможен только после того, как параллельно с повышением тарифов пошли акционирование и приватизация предприятий коммунального хозяйства и стал формироваться рынок жилья.

Сегодня в бюджете среднестатистической эстонской семьи содержание жилья занимает 17--18% ее совокупного дохода. Порядка 15% жителей не в состоянии оплатить 100% коммунальных услуг и получают от государства субсидии с таким расчетом, чтобы после оплаты жилья на каждого члена семьи оставалось около 30 USD. Зато тротуары у них моются с мылом, не говоря уже о подъездах. На лестничных площадках нередко можно видеть горшки с цветами. "Государство из сферы ЖКХ ушло раз и навсегда", -- читаем на сайте "Росбалт", повествующем русскоязычному населению о житье-бытье прибалтов.

Создание частных и приватизацию существующих организаций ЖКХ предусматривает и белорусская реформа. Уже на первом этапе своего осуществления (всего их три) -- до 2006г. -- предполагается "формировать договорные отношения преимущественно на конкурсной основе, сформировать условия для создания совместных домовладений, товариществ собственников, упорядочить систему льгот... и включить в рамки единой социальной защиты населения безналичные жилищные субсидии".

К концу второго этапа (2006--2010гг.) 60% жилфонда уже должно обслуживаться частными компаниями. Для сбора коммунальных платежей предусматривается создавать на конкурсной основе самостоятельные предприятия -- расчетные центры, которые оперативно и четко будут направлять полученные средства поставщику (воды, газа, тепла и т.д.). Кстати, в Эстонии владельцы частных домов или объединенные в товарищества жильцы многоэтажек напрямую заключают договоры с частными производителями коммунальных услуг.

К 2015г. государство намерено отказаться от дотирования отрасли, оставив себе обязанность субсидировать в законодательно установленных пропорциях малоимущие слои. Предполагается, что к этому времени будут модернизированы "хрущобы", а в сфере ЖКХ воцарится рыночная среда, в которой за право предоставлять убыточные на сегодняшний день услуги (рентабельность по отрасли -5,1%) будут состязаться профессионалы своего дела.

Хорошо бы так все и было, но едва ли разумно закрывать глаза на те подводные камни, которые могут пустить ко дну белорусскую лодку под названием "реформа ЖКХ". Российский опыт подтверждает тезис, упомянутый в отношении эстонских реформ коммунальной сферы: повышение тарифов на услуги ЖКХ для населения без внедрения рыночных отношений -- путь к паразитизму монополиста. По оценкам российских экспертов, создание конкурентной среды в сфере ЖКХ даст экономию 15--20% расходов. До 40% можно сэкономить, внедрив энергосберегающие мероприятия, утверждают имеющие опыт реформирования коммунальной сферы россияне.

Любые благие намерения, изложенные в разнообразных отечественных программах, упираются в вопросы финансирования. Планы по реформированию целой отрасли -- не исключение. Чтобы частник пошел в эту неприбыльную сферу, он должен иметь экономические стимулы. Это могут быть льготы и в обязательном порядке -- государственные гарантии компенсации за счет бюджета убытков, вызванных невозможностью покрыть затраты за счет населения. Зная отношение к частникам в нашей стране, утверждать со 100-процентной гарантией, что найдутся смельчаки, которые поверят в подобное обещание, видимо, не станет никто.

"Зашить" швы и щели, закрутить краны, заменить оборудование и везде поставить приборы учета -- мероприятие не дешевое. Россияне оценивают стоимость своей реформы в 9 млрд. USD. Дотошный "западный" подход требует и все 20 млрд. USD. Сделав поправку на количество населения, можем предположить, что Беларуси понадобится на те же цели 600 млн. USD (если скромно) и свыше 1 млрд. USD (по высшему разряду). В общем-то это немного. Всего 1,5% объема инвестиций, которые необходимы в соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций на период до 2010г. белорусской экономике для перехода на расширенное воспроизводство. К сожалению, приток капитала тормозит непривлекательный инвестиционный климат, выражающийся в отсутствии гарантий собственности, нестабильности хозяйственного законодательства и недоброжелательном отношении к коммерсантам как таковым. К тому же концепция оговаривает, что традиционно на первом этапе приватизации контрольный пакет будет сохраняться в собственности государства. Как это влияет на инвестиционную активность, мы уже наблюдали.

Еще одним источником финансового обеспечения реформы могли бы стать кредиты международных организаций. Опыт сотрудничества с ЕБРР в рамках проектов по "рыночному преобразованию сектора ЖКХ" имеют и Россия, и Эстония. Правда, для того чтобы претендовать на подобную помощь, стране необходимо убедить кредитора в серьезности своих намерений реформировать отжившую систему.

Даже Россия, экономика которой признана рыночной, испытывает трудности и с финансированием, и с конкурентной средой, и с искоренением советского менталитета, привычного к грязи в подъездах, отсутствию горячей воды и хамству сантехников. Беларуси же для того, чтобы осуществить задуманную реформу, нужно переориентировать свою экономическую политику в сторону рынка и составляющих его институтов.