$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КОММУНАЛЬНЫЙ НЕГАТИВ ТРЕБУЕТ РЕФОРМ©

07.02.2014

В ходе состоявшейся 20 января онлайн-конференции один из сотрудников Министерства жилищно-коммунального хозяйства, объясняя, почему негосударственным организациям запрещено управлять жилищным фондом, назвал частные ЖЭСы «негативом», отметив, что эти структуры не защищали интересы жильцов. Однако такое обвинение нуждается в веских подтверждениях.

Валерий ФАДЕЕВ, заслуженный юрист Республики Беларусь

Напомним, что в соответствии с Указом Президента от 14.10.2010 № 538 «О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков» (далее — Указ № 538) управление общим имуществом многоквартирного жилого дома могло осуществляться непосредственно собственниками жилых и нежилых помещений, если в жилом доме находится не более 5 таких помещений, принадлежащих разным лицам; товариществом собственников или организацией застройщиков, в т.ч. с привлечением организации, управляющей общим имуществом дома; уполномоченным лицом по управлению общим имуществом дома, назначаемым исполкомом; организацией, управляющей общим имуществом многоквартирного жилого дома. Это позволяло создавать негосударственные управляющие компании по аналогии с государственными ЖЭСами. Однако Указом Президента от 9.10.2013 № 461 такая форма управления жилищным фондом отменена.

ТЕПЕРЬ для решения вопросов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), товариществами собственников и организациями застройщиков могут привлекаться организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие ЖКУ. Кроме того, местные исполкомы получили право в ряде случаев назначать из числа государственных эксплуатационных организаций уполномоченное лицо по управлению общим имуществом без проведения открытого конкурса. Эти перемены в Минжилкомхозе объясняют тем, что негосударственные управляющие компании занимались только теми домами, где были назначены, и дальше на рынок не шли. Поэтому конкуренции в этой сфере не получилось.

По сути, в упрек частникам ставится то, что они управляли лишь тем, что им было поручено, т.е. осуществляли свои прямые функции. При этом, хотя в их ведении оказался только 1% жилфонда страны, определенную конкуренцию государственным ЖЭСам они явно составили — по крайней мере, хотя бы у 1 из 100 квартировладельцев был выбор. Впрочем, за 3 года, прошедшие с принятия Указа № 538 до его изменения, сложно ожидать радикальных перемен и давать серьезную оценку результатов. Или же разработчики проекта этого указа отнеслись к его подготовке недостаточно тщательно?

Можно вспомнить, что в Программе развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси на 2006–2010 годы, утв. постановлением Совмина от 7.06.2006 № 720, предусматривалось законодательное разделение функций управления и обслуживания жилищного фонда. До конца 2006 г. предполагалось реформировать систему ЖЭСов и демонополизировать обслуживание жилфонда в Минске, областных центрах и городах областного подчинения. К сожалению, указанная Программа, так же как и Концепция развития ЖКХ, реализованы далеко не полностью. В частности, постановлением Совмина от 17.01.2003 № 45 рай- и горисполкомам было поручено до конца 2004 г. определить для жилых домов, насчитывающих 70 и более процентов квартир, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, порядок управления недвижимым имуществом совместных домовладений и обеспечить создание товариществ собственников. Однако уже через год срок завершения этой работы перенесли на 2007 г., но и тогда она не была выполнена.

ОСНОВНЫМ лейтмотивом недопущения частников в сферу ЖКХ, вероятно, является твердое убеждение чиновников в том, что государственное обслуживание всегда лучше. По их мнению, ЖЭСы — это профессиональные организации, которые укомплектованы кадрами и имеют многолетний опыт работы в данной сфере. К сожалению, добиться от ЖЭСов, находящихся вне конкурентной среды, качественных услуг очень сложно. Попробую показать это на собственном опыте.

Наш дом 1990 г. постройки находится в центре Минска, все квартиры приватизированы. Попытки создать в нем товарищество собственников были тщетны: большинство жильцов не понимают, что в первую очередь сами обязаны заботиться о содержании своей собственности, участвовать в ее управлении. Вот только несколько фактов обслуживания дома государственной ЖЭС.

Несколько лет назад дом был утеплен «шубой» и проведен частичный ремонт с заменой дверей и покраской стен на лестничных переходах и этажах. Однако из ступенек крыльца «черного хода» торчит арматура, крыльцо парадного входа (дом одноподъездный) зияет провалами и дырками, грозя жильцам травмами. После моих неоднократных требований одну дыру на крыльце хоть неаккуратно, но все же залили раствором (думаю, ремонт крыльца был заложен в смете и за него отчитались). В коридорах все вводы в квартиры всех видов проводки висят по стенам, как листья на деревьях. На этажах сначала поставили плафоны с энергосберегающими лампами. Теперь они исчезли, провода соединены изолентой, а лампочки заменили обычными. Их приходится менять как минимум раз в неделю и, конечно же, оплачивать повышенный расход электроэнергии. В ЖЭСе в ответ на все претензии неизменно ссылаются на нехватку денег.

Чтобы заменить на полу в грузовом лифте абсолютно рваный линолеум, нам пришлось его покупать за свой счет, хотя мы платим за лифты и дотации государства на это есть! На установку домофонной системы и ее последующую реконструкцию также пришлось собирать деньги с жильцов.

Интересно, что в ЖЭС и в ЖРЭО района при звонке диспетчеру автомат сообщает, что «в целях обслуживания населения ведется запись разговора». Но мне так и не удалось узнать, интересуется ли кто-нибудь из руководства этими записями. Похоже, что сделано это для проформы, поскольку многочисленные требования довести претензии о том же освещении до руководства ЖЭСа, как и записи в книге учета предложений и заявлений, остаются без ответа.

ДАВНО ПОРА реформировать управление ЖКХ и прежде всего ликвидировать монополию государственных ЖЭСов, создать конкурентную среду, серьезно заняться организацией самоуправления в этой сфере, включая создание товариществ собственников. Помочь в этом могло бы развитие государственно-частного партнерства, проект закона о котором в настоящее время готовится. Необходимо изменить систему оплаты за услуги ЖКХ, сделав ее четкой, понятной, прозрачной и подконтрольной потребителям. Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» принят, но в условиях госмонополии он практически не работает. Кстати, некоторые организации, в частности, негосударственные ЖЭСы и товарищества собственников принимали решения не обращаться за возмещением части расходов по оказанию коммунальных услуг из бюджета, а выставляли их потребителям. Теперь решено, что все граждане Беларуси в одинаковых условиях получают эти услуги и должны вносить плату по единым тарифам. Но на практике возмещение расходов для негосударственных организаций зачастую превращается в весьма сложную процедуру. К тому же непонятно, почему субсидии должны получать все подряд, независимо от размера доходов? В придачу единые тарифы никак не стимулируют повышение качества услуг — доплаты за это все равно не будет.

Следует повышать ответственность и самих граждан. К сожалению, большинство безразлично относится к имуществу, являющемуся общей собственностью, что легко увидеть, зайдя почти в любой подъезд. Пора понять, что государство не может (и не должно) все решать за нас. Например, знаю дом, где один из состоятельных квартировладельцев оплатил ремонт и благоустройство, остальные жильцы поддерживают порядок, сами делают уборку в подъезде, которую ЖЭС по графику осуществляет крайне редко. В итоге подъезд стал образцовым. Но такое отношение нужно вырабатывать всем вместе с участием госорганов.