$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

КОММУНАЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ

16.04.2010

Генеральная прокуратура проанализировала состояние борьбы с коррупцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Оказалось, что здесь немало проблем.

Всего в 2009 г. в сфере ЖКХ зарегистрировано 87 коррупционных преступлений. Большинство из них — хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (26), служебные подлоги (26) и взяточничество (19), злоупотребление служебными полномочиями (14).

Например, бухгалтер УП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома» в течение 6 лет по предварительному сговору с иными должностными лицами посредством зачисления на карт-счета не работающим на предприятии гражданам зарплаты завладела денежными средствами в сумме 143 млн. Br.

Директор УП «ЖЭС № 44» (г. Минск) в 2008 г., злоупотребляя служебными полномочиями, по предварительному сговору с главбухом указанного ЖЭС путем незаконного начисления себе зарплаты в завышенном размере похитил денежные средства, принадлежащие предприятию, в сумме более 42 млн. Br. Аналогичным образом бухгалтер УП «ЖРЭТ Железнодорожного района г. Витебска» в 2008 г. похитила денежные средства предприятия в размере более 56 млн. Br.

Заместитель главного бухгалтера УП «ЖРЭО Заводского района» (г. Минск) совместно с 4 бухгалтерами за 4 года похитили денежные средства в сумме более 10 млн. Br.

Директор бобруйского филиала РУП «Институт «Белжилпроект» за благоприятное решение вопроса по изготовлению проектно-сметной документации получил взятку в сумме 600 USD.

Основная причина совершения хищений — отсутствие на предприятиях надлежащего внутрихозяйственного контроля, что позволяет должностным лицам злоупотреблять своими полномочиями.

По мнению прокуратуры, мер, принимаемых Минжилкомхозом для борьбы с коррупцией, недостаточно. Принимаемые решения носят общий характер, не содержат конкретных предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных преступлений. Так, до сих пор не поставлен заслон хищениям денег путем неправомерного перечисления на карт-счета завышенных сумм лицам, не состоящим в штате организации. Распространены факты совершения коррупционных преступлений руководителями организаций, их структурных и обособленных подразделений, что свидетельствует о неэффективности работы кадровых служб по подбору руководителей.

Есть факты нарушений ограничений, установленных законодательством, со стороны государственных должностных лиц. Например, в 2008 г. начальник ЖЭС-7 г. Пинска одновременно являлся председателем ЖСК-89, тем самым выполнял иную оплачиваемую работу, что запрещено ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией». И такие случаи не единичны.

В системе ЖКХ повсеместно не соблюдается требование Закона «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств». Представляемые декларации о доходах и имуществе руководителями подчиненных районных предприятий содержат недостоверные сведения. Нередки случаи непредставления деклараций супругами и близкими родственниками. За нарушения в этой сфере по инициативе прокуроров привлекались к административной ответственности директора ряда предприятий системы ЖКХ.

Ненадлежащее исполнение законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за счет госсредств, как правило, способствует злоупотреблениям, хищениям, сопряженным с уголовной ответственностью. Немало подобных нарушений выявлено в КУМОП ЖКХ «Барановичское городское ЖКХ», КУПП «Барановичи коммунтеплосеть», КУП «Брестжилстрой» и др. Однако предметом тщательных разбирательств выявленные ревизионными службами нарушения не становились.

Немалая часть совершенных преступлений стала возможной вследствие непринятия должных мер по предупреждению, выявлению и пресечению коррупции, отсутствия системного подхода при проведении антикоррупционной работы, упущений при подборе кадров, недооценки роли ведомственного контроля в противодействии коррупции, ненадлежащего исполнения служебных обязанностей работниками контрольно-ревизионных и кадровых служб.

По итогам проведенного анализа Генпрокуратура внесла представление министру жилищно-коммунального хозяйства с предложением принять исчерпывающие меры по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции.