Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Беларусь от 9.06.2003г. N 202-З

"О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций"
"О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций"

Как следует из преамбулы, данный Закон направлен "на повышение эффективности сельскохозяйственного производства", а целью его принятия является попытка решения назревшей проблемы убыточных организаций в сельском хозяйстве, к которым в силу политических соображений не применяют процедуры санации и банкротства.

Основное содержание Закона состоит в том, что он предусматривает дополнительное основание для реорганизации юридических лиц, относящихся к категории "убыточных сельскохозяйственных организаций". Согласно ст.53 ГК реорганизация юридического лица, которая может иметь форму слияния, присоединения, разделения, выделения либо преобразования, осуществляется по решению учредителей либо уполномоченного органа юридического лица, а в случаях, определенных законодательством, реорганизация может также осуществляться по решению уполномоченных государственных органов. Эти случаи как раз и определяются комментируемым Законом.

Критерии отнесения к убыточным сельхозорганизациям прописаны в Законе достаточно подробно. Согласно приведенному в ст.1 Закона определению сельскохозяйственной организацией является юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство сельхозпродукции, а выручка от ее реализации составляет не менее половины от общей суммы выручки. Однако Закон не дает ответа на вопрос о том, на какой момент должно определяться это процентное соотношение. Куда более четко прописан критерий определения убыточности -- таковым является отсутствие прибыли в течение последних трех лет, определяемое на основании бухгалтерской отчетности организации.

В качестве органов, уполномоченных принимать решение о реорганизации, Закон называет орган государственного управления по вопросам сельского хозяйства (таковым в настоящее время является Министерство сельского хозяйства и продовольствия), а также местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Примечательно то, что реорганизации в соответствии с Законом могут быть подвергнуты убыточные сельскохозяйственные организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Оговорка о том, что местные представительные, исполнительные и распорядительные органы принимают решение о реорганизации "в соответствии с их компетенцией" позволяет предположить, что в их ведении будут находиться вопросы реорганизации сельхозорганизаций, относящихся к коммунальной собственности. Открытым остается вопрос о том, кто будет принимать решения о реорганизации убыточных сельхозорганизаций, основанных на частной собственности; да и возможность их слияния и присоединения к организациям, основанным на государственной собственности, вызывает не только практические, но и сугубо теоретические вопросы.

Предоставленное уполномоченным органам право реорганизации предполагает и право выбора той формы, в которую будет преобразована убыточная сельхозорганизация. Решение о реорганизации принимается уполномоченным государственным органом, однако всю организационно-техническую работу по реорганизации осуществляет специально создаваемая комиссия. Вопросы формирования, деятельности и полномочий комиссии по реорганизации в ст.ст.7 и 8 Закона перечислены достаточно подробно: именно на нее возложены обязанности опубликовать сообщение о реорганизации, принимать меры по выявлению и погашению кредиторской и дебиторской задолженности, обеспечивать составление передаточного акта или разделительного баланса, а при создании нового юридического лица обеспечивать подготовку учредительных документов и "решать иные вопросы, связанные с созданием этого юридического лица". Нерешенным остался вопрос о том, кто будет нести расходы, связанные с реорганизацией убыточных сельхозорганизаций. В первоначальном тексте финансирование расходов по осуществлению реорганизации предполагалось за счет средств соответственно республиканского и местных бюджетов, однако эта норма не вступила в действие как не одобренная Президентом. Поэтому на практике реорганизация убыточной сельхозорганизации будет осуществляться за ее же счет.

Следует обратить внимание на то, что Закон устанавливает особые гарантии в отношении колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) -- решения о его реорганизации, о реализации и стоимости имущества возможны только с согласия общего собрания (ст.10 Закона), ему же принадлежит право выбора организационно-правовой формы нового юридического лица при преобразовании колхоза (ст.2 Закона). Напомню, что согласно п.73 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденного Указом Президента от 2.02.2001г. N 49, общее собрание колхоза правомерно решать вопросы при присутствии на нем не менее 2/3 всех членов колхоза, при этом решения принимаются простым большинством голосов.

Данная норма во многом лишает смысла само принятие комментируемого Закона. Подавляющее большинство существующих сельхозорганизаций -- либо унитарные предприятия (совхозы), либо сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы). Реорганизация первых была возможна по решению учредителей, каковыми являются названные в Законе "уполномоченные органы", и без принятия специального закона, а предусмотренные Законом особые условия реорганизации колхозов сохраняют существовавший ранее порядок их реорганизации.