Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Промышленность
07.03.2003 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Беларусь от 2002-12-16г. N 162-3 О естественных монополиях

Для производства в условиях естественной монополии характерно существенное снижение издержек на единицу товара по мере увеличения объемов выпуска. В связи с этим эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, как в других отраслях,...

Для производства в условиях естественной монополии характерно существенное снижение издержек на единицу товара по мере увеличения объемов выпуска. В связи с этим эффективнее оказывается не конкуренция нескольких производителей, как в других отраслях, а ее отсутствие.

В Республике Беларусь регулирование деятельности субъектов естественных монополий (в т.ч. ценовое) до принятия комментируемого Закона осуществлялось республиканскими органами государственного управления: министерствами экономики (департаментом антимонопольной и ценовой политики) и связи, Белорусским государственным концерном по нефти и химии, облисполкомами и Минским горисполком, в некоторых отраслях -- рядом организаций, имеющих функции как хозяйствующих субъектов, так и органов государственного управления (концерн "Белэнерго", Белорусская железная дорога).

Госрегулирование деятельности отдельных белорусских естественных монополий за пределами республики осуществляется отраслевыми органами государственного управления (министерствами транспорта и коммуникаций, обороны, Государственным комитетом по авиации, предприятием "Белтрансгаз") в соответствии с международными договорами и соглашениями.

Используя инструменты воздействия на определенный рынок и стараясь обеспечить его эффективное функционирование, ведомственный регулирующий орган вольно или невольно помогает "своим" предприятиям, что дискриминирует участников рынка и ведет к неэффективности всей системы регулирования.

Законодательная база Республики Беларусь до принятия Закона "О естественных монополиях" не позволяла принимать адекватные решения по вопросам, связанным с эффективным регулированием услуг субъектов естественных монополий (в т.ч. ликвидацией перекрестного субсидирования), устранением безальтернативности условий договора с поставщиками услуг, дискриминирующих или неблагоприятных для всех категорий потребителей, развитием состязательности в получении исключительных прав на предоставление услуг в условиях естественной монополии.

Сложившаяся ситуация, а также предусмотренные Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании союзного государства меры по унификации условий деятельности субъектов хозяйствования в этих сферах обеих стран и обусловили необходимость принятия в республике законодательного акта, регламентирующего деятельность субъектов естественных монополий.

Следует отметить, что система государственного регулирования сфер естественных монополий, структура, организация работы в России и Беларуси до сих пор существенно различались. Так, в России в соответствии с их законом "О естественных монополиях" от 17.08.95г. сформированы соответствующие федеральные и региональные комиссии -- органы, уполномоченные осуществлять регулирование таких монополий. С учетом обобщенной мировой практики антимонопольного регулирования им придана максимальная независимость. Руководители этих комиссий назначаются и освобождаются от должности Президентом. Члены правления комиссий назначаются правительством сроком не менее чем на четыре года. В настоящее время (по имеющейся информации) 2 комиссии -- по транспорту и связи -- включены в состав министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации. Принято значительное количество нормативных актов по регулированию отдельных сфер деятельности субъектов естественных монополий.

В Республике Беларусь до принятия комментируемого Закона не было специального нормативного акта, регламентирующего вопросы, связанные с естественными монополиями. Законами "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и "Об объектах, находящихся только в собственности государства" отношения в сферах естественных монополий не регулируются в полной мере. Первый из них определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей. В нем определено лишь понятие естественной монополии, но не механизм государственного регулирования и контроля в этой сфере.

Комментируемый Закон является специальным инструментом регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Он разработан с учетом преобладающих в мире тенденций и является серьезным вкладом в законодательное регулирование одной из важнейших сфер экономики республики.

В Законе определены понятия субъектов естественных монополий, сфер их деятельности, а также впервые введены нормы, отражающие их права и обязанности, основные методы регулирования деятельности субъектов таких монополий, последствия нарушения Закона и порядок обжалования решений органов, регулирующих их деятельность.

Органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий определен республиканский орган государственного управления, на который в соответствии с законодательством возложено обеспечение противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции -- Министерство экономики (департамент антимонопольной и ценовой политики Минэкономики). В соответствии со ст.9 Закона местным исполнительным и распорядительным органам могут быть делегированы функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий, если она направлена на удовлетворение потребностей отдельного региона.

В Законе в целях искоренения и недопущения ведомственного протекционизма вводятся такие полностью унифицированные с российскими методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, как ценообразование на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, посредством установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения и применения, а также определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товарах, полученных в результате деятельности субъектов естественных монополий.

Необходимо отметить, что нормы таких статей, как "Последствия нарушений настоящего Закона", "Порядок исполнения субъектами естественных монополий решений органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий", "Порядок обжалования решений, иных действий (бездействия) органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий", также впервые вводятся в практическую деятельность и призваны способствовать надлежащему исполнению данного Закона. Они будут применяться в отношении монополистов, республиканских органов государственного управления, подчиненных правительству государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов, нарушивших Закон.

Вместе с тем Закон не содержит административной ответственности за нарушения законодательства. В этой связи требуется дополнение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нормами, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.

Среди действий (бездействия), которые могут быть признаны как нарушения Закона и которые подлежат административной ответственности, следует отметить:

неисполнение или несвоевременное исполнение субъектами естественных монополий и их руководителями решений органов регулирования деятельности таких субъектов;

совершение сделок субъектами естественных монополий и их руководителями без согласия органа регулирования деятельности субъектов в случаях, когда получение такого согласия обязательно в соответствии с законодательством о естественных монополиях;

непредставление субъектами естественных монополий и их руководителями органу регулирования деятельности субъектов естественных монополий отчета о работе по форме и в сроки, установленные этим органом;

непредставление субъектами естественных монополий и их руководителями, юридическими лицами, не являющимися субъектами естественных монополий, их руководителями и иными физическими лицами органу регулирования деятельности субъектов естественных монополий уведомления о совершении сделок с их акциями (долями в уставных фондах) в случаях, когда представление такого уведомления обязательно в соответствии с законодательством;

непредставление должностными лицами государственных органов, юридическими лицами, не являющимися субъектами естественных монополий, их руководителями и иными физическими лицами в срок по требованию органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий документов или иной информации, необходимых для осуществления его деятельности, либо представление заведомо недостоверных сведений;

нарушение законодательства о естественных монополиях, в т.ч. разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностными лицами органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со ст.21 Закон вступает в силу через три месяца после его официального опубликования, за исключением ст.22, которая вступает в силу со дня его официального опубликования.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений