Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №59(2556) от 09.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5843
EUR:
2.6308
RUB:
4.2921
Золото:
147.54
Серебро:
1.68
Платина:
77.44
Палладий:
178.55
09.08.2002 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ N 124-З от 2002-07-17г.

"Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы"

"Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы"

Необходимость принятия данного Закона обусловлена, в первую очередь, потребностью определения механизма установления размера минимальной заработной платы (МЗП) и ее поэтапного сближения с социальными нормативами: бюджетом прожиточного минимума (БПМ) и минимальным потребительским бюджетом (МПБ). Статьей 59 Трудового кодекса установлено только то, что МЗП определяется исходя из МПБ. Однако механизм реализации данной нормы отсутствовал. До принятия Закона решение об установлении и пересмотре МЗП принималось на основе компромисса между социальными потребностями и экономическими возможностями без тесной увязки с МПБ. На протяжении 90-х годов пересмотры МЗП и тарифной ставки первого разряда происходили одновременно. Увеличение и МЗП, и тарифной ставки первого разряда производилось не в должных размерах, поскольку при этом требовались значительные финансовые ресурсы для автоматического повышения социальных выплат, определяемых исходя из МЗП. В результате с 1992г. произошло резкое снижение соотношения МЗП с МПБ. Так, если в 1992г. оно составляло 48,4%, то в феврале 2002г. оно снизилось до 8,8%. Кроме того, с 1992г. прослеживается устойчивая тенденция снижения соотношения МЗП и тарифной ставки первого разряда с 87,5% в январе 1992г. до 51,3% в феврале 2002г. Девальвация МЗП привела к необоснованному изменению размеров социальных выплат. В целях поддержания студентов и пенсионеров правительством принимались неоднократные решения об увеличении кратности МЗП для определения размера стипендий и пенсий, что привело к снижению соотношений между минимальными гарантиями в области оплаты труда, пенсионного и стипендиального обеспечения. МЗП стала на 50% ниже минимальной пенсии по возрасту и в 2 раза ниже стипендии студента. Экономически и социально обосновано, что МЗП должна быть выше размера минимальной пенсии по возрасту. а последняя должна быть выше стипендии. В настоящее время все основные социальные выплаты уже установлены вне связи с МЗП. Что касается платежей, сборов, налогов и штрафов, определяемых исходя из МЗП, то для разрешения этой проблемы принят Декрет Президента от 2002-02-15г. N 3 "О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы", которым предусмотрено до внесения изменений в соответствующие акты законодательства размеры платежей, сборов, штрафов, налогов определять в той же кратности, но исходя не из МЗП, а из базовой величины, устанавливаемой Советом Министров. При изменении тарифной ставки первого разряда Совмин будет пересматривать базовую величину.

Принятие данных нормативных правовых актов позволит использовать МЗП исключительно в сфере трудовых отношений и поэтапно приближать ее к социальным нормативам стоимости жизни. Законом закреплен механизм установления МЗП. Начиная с 2003г., в прогнозе социально-экономического развития страны на очередной год будет определяться соотношение между размером МЗП и социальными нормативами. Размер МЗП будет устанавливаться Совмином ежегодно с 1 января и в течение года будет подлежать индексации.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений