ВЭД
19.07.2002 5 мин на чтение
мин
КОММЕНТАРИЙ к Указу Президента Республики Беларусь N 368 от 5.07.2002 г.
"О порядке ввоза в 2002 году на территорию Республики Беларусь некоторых товаров из Республики Молдова"
"О порядке ввоза в 2002 году на территорию Республики Беларусь некоторых товаров из Республики Молдова"
Еще в Соглашении о создании зоны свободной торговли, вступившем в силу для Республики Беларусь 30.12.94 г., предусмотрено принятие его участниками всех мер, направленных на устранение препятствий для свободного движения товаров и услуг. В июне 2000 г. в Минске Президенты Беларуси и Молдовы подписали Договор об экономическом сотрудничестве на 2000--2009 гг., который предусматривает развитие торговых отношений между нашими государствами. В его развитие ежегодно главой белорусского государства принимаются меры по стимулированию роста объемов ввоза плодоовощной продукции в страну.
Указом Президента от 5.07.2002 г. N 368 "О порядке ввоза в 2002 году на территорию РБ некоторых товаров из Республики Молдова" предусмотрено предоставление двух послаблений:
отсутствие необходимости обеспечивать уплату таможенных платежей при перемещении ввозимых товаров под таможенным контролем от границы РБ (места ввоза) до пункта таможенного оформления, где товар будет выпускаться для свободного обращения;
отсрочка уплаты таможенных платежей по выпускаемым для свободного обращения товарам на срок до одного месяца, которая тоже предоставляется без обеспечения уплаты платежей, а также без уплаты процентов за пользование отсрочкой.
В предшествующие годы подтверждением соответствия товара установленным критериям происхождения с таможенной территории Молдовы могло являться представление не только сертификата о происхождении товара СТ-1, но и документа о происхождении товара, выдаваемого и заверяемого таможенными органами этой республики. Форма такого документа и обязанность белорусских таможенников признавать его в качестве достаточного подтверждения происхождения товара были закреплены в Соглашении о предоставлении льгот при таможенном оформлении плодоовощной продукции, производимой в Республике Молдова, подписанном в Москве 21.05.98 г. Однако данное Соглашение заключалось на 3 года и срок его действия истек. Поэтому теперь документом, подтверждающим молдавское происхождение плодоовощной продукции, может быть только сертификат СТ-1.
Важно также обратить внимание на третий абзац п.1 Указа, который устанавливает следующую схему распределения ответственности на соблюдение таможенного законодательства при доставке товаров под таможенным контролем.
Допустим, белорусское предприятие И, зарегистрированное в Минске, приобретает у резидента Молдовы Э виноград и заключает с фирмой П договор на его перевозку из Молдовы в Беларусь. В случае, например, недоставки винограда в Минск, ответственность за уплату таможенных платежей несут как П, так и И. На практике это будет означать, что таможенная задолженность может быть взыскана как с одного, так и с другого.
Наконец, объясним, что повлечет за собой самовольный вывоз из республики товаров в период предоставления отсрочки уплаты таможенных платежей. В этом случае таможенный орган в соответствии с постановлением ГТК РБ от 7.02.2000 г. N 8 взыщет с вас сумму неуплаченных платежей, пеню за каждый день просрочки их уплаты, а также финансовые санкции в размере 10% от подлежащего уплате НДС в соответствии с п.4 ст.9 Закона "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет РБ".
В заключении отметим, что ст.133 Таможенного кодекса предусмотрен упрощенный порядок таможенного оформления скоропортящихся товаров, и, кроме того, на молдавскую плодоовощную продукцию не распространяется приказ ГТК от 29.10.98 г. N 392-ОД о распределении полномочий по контролю и принятию таможенной стоимости. А это значит, что все таможенное оформление может производиться непосредственно на ПТО, без участия отдела тарифного регулирования таможни.
Таким образом, государство создает условия для обеспечения населения свежими продуктами из Молдовы.