Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 2003-05-12г. N 623

"Об утверждении Перечня медицинских услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость"
"Об утверждении Перечня медицинских услуг, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость"

Согласно подп.2.2. п.2 ст.3 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, вступившей в силу с 1.01.2003г.) (далее -- Закон) освобождению от налога подлежат обороты по реализации на территории РБ медицинских (ветеринарных) услуг по перечню таких услуг, определяемому Совмином, оказываемых предприятиями, имеющими статус медицинских (ветеринарных) учреждений, врачами и ветеринарами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление частной медицинской или ветеринарной практики, за исключением косметологических услуг нелечебного характера. Отличие данной законодательной нормы от существовавшей ранее состоит в том, что впервые освобождаемые от налогообложения медицинские услуги должны быть определены Совмином.

Таким образом, по медицинским услугам, оказанным и оплаченным с 1.01.2003г., для применения освобождения от НДС необходимо, чтобы услуги входили в Перечень и оказывались предприятиями, имеющими статус медицинских учреждений, либо врачами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление частной практики. В части различных медицинских услуг, оказанных в 2002г., освобождение от налога производится при соблюдении условий, установленных нормой законодательства, действовавшей в 2002г., т.е. включение их в Перечень не требуется.

Постановлением Кабинета Министров от 21.08.95г. N 456 "О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти разрешения (лицензии)" (в редакции от 2003-02-20г.) определено, что вся медицинская деятельность, связанная с профилактикой, диагностикой, лечением заболеваний и реабилитацией больных, по видам, утвержденным Минздравом, подлежит лицензированию этим Министерством. Перечень лицензируемых видов медицинских услуг утвержден приказом Минздрава от 13.09.99г. N 282 "О видах медицинской деятельности, подлежащих лицензированию в Республике Беларусь".

Следовательно, в рамках видов медицинских услуг, указанных в лицензии, выданной Минздравом, предприятие рассматривается как имеющее статус медицинского учреждения и при наличии данных услуг в Перечне имеет право на освобождение от НДС. Перечень довольно обширен и включает практически все их разновидности, так или иначе влияющие на состояние здоровья человека. Кроме того, Перечнем определены также виды косметологических услуг нелечебного характера, оказание которых согласно Закону не освобождается от обложения НДС с 1.01.2000г. Практическое применение данной нормы, в отличие от медицинских услуг лечебного характера, было довольно проблематичным, поскольку существовал ряд мнений об отнесении того или иного вида услуг к медицинским услугам именно нелечебного характера. Вопросы, в частности, вызывали такие услуги, как пирсинг, татуировка, различные виды липоксации, хирургическое вмешательство в сфере косметологии и др. В этой связи по ряду медицинских услуг применение либо неприменение освобождения было возможным только с учетом соответствующих заключений Минздрава.

Так, на основании разъяснения Минздрава освобождение от налогообложения применялось в части таких услуг, как абдоминопластика 1 и 2 степени, липоксация внутренней поверхности бедер, иссечение кожно-жировых лоскутов по внутренним поверхностям рук, ног, риносептопластика, эндопротезирование и протезирование молочной железы, флебектомия при варикозном расширении вен и др. Такое разъяснение использовалось и при рассмотрении вопроса о льготировании услуг соляриев, которые в период с 1.01.2000г. по 2002-12-31г. при наличии у предприятия соответствующей лицензии освобождались от НДС. В комментируемом Перечне, действующем с 2003г., услуги солярия отнесены к косметологическим услугам нелечебного характера, и в этой связи подлежат обложению НДС на общих основаниях исходя из ставки 20%.

В период до 2003г. от обложения налогом освобождались оказываемые на основании соответствующей лицензии Минздрава услуги по ремонту таких изделий медицинской техники, как ингаляторы ультразвуковые, измерители артериального давления и слуховые аппараты, а также изготовление предприятиями, имеющими статус медицинского учреждения, по индивидуальным заказам населения вкладышей ушных. Однако перечисленные виды услуг не нашли отражения в комментируемом Перечне.

Принятый Перечень позволяет достаточно четко определить виды медицинских услуг, не носящих лечебного характера и соответственно не подлежащих освобождению от обложения НДС. В основном это касается услуг хирургической и терапевтической косметологии, а именно косметологических услуг нелечебного характера -- пластического устранения рубцов, не вызывающих нарушения функций, коррекции отвисающей молочной железы, эстетической пластики бедер, плеча, кисти, ягодиц, хирургической коррекции расовых признаков, операции по изменению внешности, золотого, платинового армирования кожи лица и тела, декоративной косметики, коррекции бровей, пирсинга, татуировки, прокола мочек ушей, солярия, инъекционных методов коррекции, применения искусственных и естественных имплантантов.

Поскольку дата утверждения Совмином указанного Перечня не совпадает с датой вступления в силу изменений в Закон, т.е. Перечень был утвержден значительно позже -- 2003-05-12г., -- практическое применение данного освобождения от НДС вызвало массу вопросов как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны контролирующих их налоговых органов. В этой связи отметим, что изначально при разработке и согласовании Перечня учитывалось то обстоятельство, что изменения в Закон вступили в силу с 1.01.2003г. и соответственно вступление в силу Перечня предполагалось также с указанной даты.

Вместе с тем до утверждения Совмином указанного Перечня налогоплательщики, занимающиеся оказанием такого рода услуг, права на освобождение от НДС не имели. Поэтому по оказываемым с 1.01.2003г. медицинским услугам НДС, как правило, исчислялся исходя из налоговой базы и ставки 20/120. После утверждения Перечня в части услуг, в него включенных, по которым НДС для покупателей не выделялся, но был уплачен в бюджет исходя из ставки 20/120, плательщики вправе произвести перерасчет налога и предоставить в налоговый орган по месту регистрации уточненный расчет. В части сумм налога, выделенных в документах и предъявленных покупателям, при осуществлении перерасчета необходимо учитывать положения п.63 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением ГНК от 2001-06-29г. N 94 (в редакции постановления МНС от 2003-01-31г. N 6). В соответствии с п.63 суммы налога, излишне предъявленные налогоплательщиком покупателям объектов (в данном случае медицинских услуг), подлежат исчислению этим налогоплательщиком, за исключением исправления излишне предъявленных сумм налога на основании акта сверки расчетов, подписанного покупателем.

Плательщики налога, неправильно выделившие в документах ставку и сумму налога при реализации медицинских услуг в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы, а также плательщики налога, приобретавшие у них эти услуги, уплачивают в бюджет (принимают к вычету) сумму налога, выделенную продавцом в документах по реализации медицинских услуг, за исключением исправления указанных ошибок на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем. Корректировка покупателем сумм налоговых вычетов производится в месяце подписания акта сверки расчетов.

Таким образом, корректировка излишне внесенных в бюджет сумм НДС в таких ситуациях возможна только при подписании актов сверки и возврата излишне взысканных сумм покупателям. В случае, если подписанные продавцом и покупателем акты сверки расчетов будут отсутствовать, налогоплательщики, выделившие в документах для покупателей НДС при реализации медицинских услуг, обязаны уплатить его в бюджет, т.е. скорректировать сумму налога, применив установленное Законом освобождение, они не вправе.