Цены
19.07.2002 8 мин на чтение
мин
КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь N 865 от 2002-06-28 г.
"Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин"
"Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин"
Ввоз и вывоз товаров по новым правилам
Принятие постановления Совмина от 2002-06-28г. N 864 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин" и введение его в действие с 1 июля одновременно с постановлениями от 2002-06-17г. N 791 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" и от 2002-06-28г. N 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" -- логический шаг к завершению формирования единой системы тарифного регулирования Беларуси на современном этапе. Документ позволил еще больше унифицировать таможенное законодательство нашей республики и России, регулирующее вывоз товаров за пределы их таможенных территорий.
Средняя взвешенная ставка экспортного тарифа предположительно составит 8--10%; максимальная тарифная ставка равна 20%; минимальная тарифная ставка составляет 5%, есть и нулевые ставки, устанавливающие беспошлинный вывоз товаров. Экспортный тариф распространяет свое действие на отдельные категории товаров, в первую очередь на природные энергоресурсы (природный газ, нефть и ее производные, кожевенное сырье, древесину и изделия из них, руды, а также некоторые иные товары, экспорт которых из республики может повлиять на экономическую стабильность).
Как и в импортном таможенном тарифе, в экспортном расчетной базой для начисления вывозных таможенных пошлин является таможенная стоимость товара (для адвалорных ставок или для комбинированных ставок с адвалорной составляющей) или установленный для конкретного товара его физический параметр (для специфических ставок или комбинированных ставок со специфической составляющей). Если осуществляется начисление таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи.
Главным отличием постановления N 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин" от предыдущего аналога (постановление от 10.02.97г. N 72 "О таможенном тарифе Республики Беларусь") является то, что ставки ввозных таможенных пошлин применяются с 1 июля с.г. к товарам, закодированным в десятизначной системе классификации ТН ВЭД РБ, а не в девятизначной, как раньше.
При этом каждому десятизначному коду товара по ТН ВЭД РБ (товарной подсубпозиции) теперь соответствует конкретная ставка таможенной пошлины. Это новшество в полной мере реализует ст. 2 Закона "О таможенном тарифе", в которой сказано, что Таможенный тариф Республики Беларусь -- это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Беларуси, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД. Причем единожды опубликованный в виде книжного издания этот свод ставок становится более удобным в обращении и гибким в применении "инструментом", так как любые правки в него будут вноситься легко и наглядно.
Поскольку сейчас наша республика предпринимает конкретные шаги по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), принятые белорусским правительством размеры ставок ввозных таможенных пошлин в основном ниже ранее действовавших. При этом одновременно реализуются нормы Соглашения между государствами -- участниками таможенного Союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, согласно которому стороны синхронизируют свои действия при вступлении в ВТО.
О том, что является расчетной базой для начисления ввозных таможенных пошлин, говорилось выше. Как и при экспорте, если осуществляется начисление таможенных пошлин, взимаемых по специфическим ставкам, установленным в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам со специфической составляющей в евро за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи. Данный порядок применим только для целей начисления и взимания таможенных пошлин, а не для установления соответствия заявленных о товаре весовых характеристик фактическим или указанным в товаросопроводительных документах, в чем зачастую заблуждаются субъекты ВЭД.
Следует напомнить, что при установлении комбинированных ставок исчисление производится как с таможенной стоимости, так и с объема товара, и уплате подлежит большая из рассчитанных сумм (ст.117 Таможенного кодекса).
Из других отличий новой системы применения импортных таможенных пошлин отметим:
выделение в отдельное приложение стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим свободной торговли;
приведение в полной мере в соответствие с Законом "О таможенном тарифе" нормы, по которой товары, происходящие из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Беларусь не применяет режима наибольшего благоприятствования, либо товары, страна происхождения которых не установлена, и ввозимые на таможенную территорию Беларуси, облагаются ввозными таможенными пошлинами по утвержденным данным постановлением ставкам, увеличенным в 2 раза, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и данным постановлением;
упразднение перечней развивающихся и наименее развитых стран, товарам из которых Беларусь предоставляла преференциальный режим, а также перечня товаров, пользующихся преференциальным режимом (приложения 2, 3 и 4 соответственно к постановлению N 72);
приведение в соответствие с действующим законодательством нормы, по которой льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные преференции) предоставляются не правительством, а законами или Президентом (часть первая ст.34 Закона "О таможенном тарифе").
Необходимо также отметить тот положительный факт, что одно из государств бывшего Союза Эстония включено в перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наибольшего благоприятствования, что означает применение к товарам, происходящим из Эстонии, ставок ввозных таможенных пошлин в утвержденном постановлением размере. Ранее эстонские товары облагались пошлинами по утвержденным ставкам, увеличенным в 2 раза.
Касаясь аналогичного решения правительства Российской Федерации, отметим, что до момента принятия 865-го постановления между нашими государствами существовало различие в ставках импортных пошлин для более тысячи товарных подсубпозиций. С выходом данного документа такие различия минимизированы до 59 кодов. Среди них такие товары, как микросхемы отдельных категорий, выпускаемые предприятием "Интеграл", седельные тягачи ПО "МАЗ" и трактора МТЗ, а также иные товары, имеющие важное народно-хозяйственное значение для нашей республики.