Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ВЭД
21.05.2002 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь N 440 от 8.04.2002г.

"О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров"

"О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и  импорта товаров"

Данное постановление разработано с учетом международных обязательств Республики Беларусь, вытекающих из международных договоров в сфере экономической интеграции стран СНГ, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), требований ВТО, а также Закона РБ N 223-З от 29.12.98г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" и "Национальной программы развития экспорта на 2000--2005 годы", одобренной Указом Президента от 2000-02-28г. N 93.

В постановлении отражены существенные изменения задач МИДа и Минторга в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренные Указом Президента от 2001-09-24г. N 516. В частности -- по возложению на Минторг функций по выдаче лицензий, сертификатов регистрации контрактов и иных разрешительных документов на экспорт/импорт перечисленных в постановлении товаров, а также по ведению республиканской базы данных о выданных лицензиях и сертификатах и представлению информации об этом соответствующим государственным органам.

В отличие от ранее действовавшего постановления Совмина от 30.06.99г. N 1000 ограничения на экспорт-импорт перечисленных в нем товаров, установленные постановлением N 440, осуществляются "исходя из интересов экономической политики", т.е. являются мерами, определенными ст. 18 Таможенн ого кодекса РБ. Это упрощает определение соотношения этого термина и понятия "меры нетарифного регулирования", параллельно используемых в законодательстве, и облегчает решение проблем, связанных с уточнением требований таможенных режимов, предусматривающих применение мер экономической политики либо освобождение от таких мер. Таким образом, учитываются задачи, связанные с применением норм и правил ВТО, которые существенно различаются по отношению к мерам экономической политики и нетарифным ограничениям, установленным из иных соображений.

В соответствии со ст.25 Закона "О Таможенном тарифе" страна происхождения должна учитываться при применении мер нетарифного регулирования. В этой связи и с целью общего снижения ограничений меры нетарифного регулирования применяются только в отношении товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, за исключением экспорта товаров в страны Таможенного союза, с которыми таможенное оформление отменено (п.2.1 постановления). Здесь речь идет только об ограничениях при экспорте белорусских товаров. Абзац 1 п.2.1 не касается лицензирования импорта иностранных товаров из третьих стран. Это также обосновывается требованиями таможенного режима выпуска для свободного обращения (ст.31 Таможенного кодекса), предусматривающего применение мер экономической политики в отношении импортируемых товаров. Исключения из этого правила определены постановлением как на основании Соглашения о Таможенном союзе (абзац 3 п.2.1), так и в случаях, установленных отечественным законодательством для защиты внутреннего рынка и отечественных производителей (товары, обозначенные "**" в приложении 2; "*" в приложениях 3 и 4).

С учетом требований ГТК Республики Беларусь в постановлении скорректированы наименования некоторых товаров в соответствии с ТН ВЭД СНГ.

Согласно п. 2.3 постановления указанные в нем меры нетарифного регулирования не распространяются на товары, ввозимые или вывозимые по разовым сделкам (1 раз в течение календарного года), предусматривающим экспорт или импорт товаров, стоимость которых эквивалентна сумме, не превышающей 200 евро. Это будет способствовать упрощению условий перемещения через границу небольших партий товара и, в частности, рекламных образцов, товаров для исследований и испытаний, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Очевидно, это потребует организации в таможенных органах дополнительного учета субъектов, воспользовавшихся данной льготой.

Пункт 2.8 постановления вводит ограничения экспорта товаров, на которые установлены квоты для внутреннего рынка либо госзаказ. Это предполагает контроль за исполнением данного требования со стороны госорганов, принимающих решение о выдаче разрешительных документов на вывоз товаров из республики либо проверяющих соблюдение условий экспорта, а также представление информации этим органам об исполнении госзаказа и квот за определенный (отчетный) период в качестве условий экспорта.

В постановление не включены нормы о предоставлении льгот в сфере нетарифного регулирования предприятиям с иностранными инвестициями, а также резидентам СЭЗ при экспорте продукции собственного производства. Это обусловлено наличием норм прямого действия в Законе от 7.12.98г. N 213-З "О свободных экономических зонах" и Инвестиционном кодексе, что позволяет применять эти нормы, не дублируя их в правительственном постановлении. Следует отметить, что льготы по нетарифным мерам (нетарифные льготы) указанным субъектам хозяйствования на условиях, определяемых данными законодательными актами, касаются не только экспорта, но и импорта товаров, ввозимых для нужд собственного производства (ст.17 Закона, ст.92 ИК).

Существенные изменения также произошли и в отношении перечней регулируемых товаров, кроме текстильных изделий, который сохранен в прежнем виде (приложение 1). Не изменились порядок и условия экспорта этих изделий -- лицензирование экспорта в страны ЕС и Турцию.

В соответствии с постановлениями Совмина от 18.03.97г. N 218 "Об установлении запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь", от 2000-04-21г. N 557 "Об утверждении Положения о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную территорию Республики Беларусь" и от 2000-06-27г. N 959 "Об утверждении списка категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории Республики Беларусь ограничен", а также с приказом ГТК от 30.05.97г. N 168-ОД условием вывоза из страны культурных ценностей является получение разрешения Комитета по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры. Учитывая, что лицензирование вывоза коллекций, антиквариата возрастом свыше 100 лет является дополнительным нетарифным ограничением в отношении этой категории культурных ценностей, во избежание дублирования нетарифных мер лицензирование экспорта указанных товаров отменено.

В связи с незначительными объемами ввоза отменено лицензирование импорта шлаков (код ТН ВЭД 2618 00 000--2620) и промышленных отходов (код ТН ВЭД 3915). При этом были приняты во внимание постановление Совмина N 218 и приказ ГТК от 12.04.99г. N 134-ОД, согласно которым условием ввоза этих товаров на таможенную территорию республики, в том числе с целью транзита, является наличие разрешения Минприроды.

Полностью сохранен порядок экспорта нефти, нефтепродуктов, лома и отходов черных и цветных металлов, драгоценных металлов и камней, изделий, их содержащих, поскольку эти нормы основаны на требованиях указов Президента от 19.03.96г. N 108 "О совершенствовании внешнеэкономической деятельности", от 5.05.95г. N 179 "О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней" и от 17.05.95г. N 191 "Об упорядочении распоряжения государственным имуществом". Коррективы в постановление N 440 для совершенствования порядка экспорта указанных товаров возможны после внесения изменений в перечисленные указы.

Отменены ограничения на экспорт шпал (код ТН ВЭД 4406 10 000), вывоз которых был незначителен. Сняты и ограничения на экспорт тракторов производства Минского тракторного завода (код ТН ВЭД 8701), что связано с введением постановлением Совмина от 2000-09-25г. N 1477 с 1 января 2001г. лицензирования их продажи как вида деятельности, а также с необходимостью стимулирования их экспорта.

В порядке унификации мер нетарифного регулирования внешней торговли с аналогичными мерами, действующими в России, а также с учетом производства в объемах, превышающих потребности внутреннего рынка, и необходимостью стимулирования экспорта отменены ограничения на экспорт сахара белого (код ТН ВЭД 1701 99 100), волокна льняного короткого, кож обработанных.

Остальные товары из приложения 4 к ПСМ N 1000 (грибы, клюква, черника и прочие ягоды рода Vассinium, хлебные злаки, зерно, казеин и его производные, волокно льняное длинное) переведены в категорию лицензируемых на экспорт путем включения их в приложение 2 постановления N 440.

Постановлением отменена регистрация контрактов на импорт телевизоров, холодильников, телефонных аппаратов, включая мобильные, весов, бытовых счетчиков газа, частей к ним, ранее содержащихся в приложении 5 к постановлению N 1000, т. к. импорт этих товаров не наносит ущерба отечественным производителям и не ограничивается аналогичными мерами в России. Шины пневматические, пиво солодовое, ковры и прочие текстильные напольные покрытия включены в перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям (приложение 3 к постановлению N 440).

В целях уменьшения различий в перечнях ограниченных к экспорту товаров в России и странах Таможенного союза, а также в связи с принятием Декрета от 2001-01-30г. N 3 "О внесении изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 4 сентября 1998 года N 15" отменена регистрация контрактов на вывоз (в том числе в Россию) товаров, указанных в приложении 6 к постановлению N 1000, установленная для защиты потребительского рынка.

Вместе с тем для более полного обеспечения внутреннего рынка товарами в приложение 2 к постановлению N 440 включены молоко сухое обезжиренное, семена льна и рапса, т.е. их вывоз из республики будет осуществляться по лицензиям.

В соответствии с международными договоренностями Республики Беларусь в сфере экономической интеграции подлежат отмене меры нетарифного регулирования (экономического характера) во взаимной торговле между странами Таможенного союза, кроме отдельных случаев, определяемых такими договорами. Поэтому нетарифные ограничения в торговле с Россией существенно уменьшены, кроме товаров, нерегулируемый ввоз/вывоз которых может нанести ущерб отечественным производителям и внутреннему рынку (продукты переработки нефти, казеин и его производные, кожевенное сырье, волокно льняное длинное -- при экспорте; пиво, шины, ковры -- при импорте).

Поскольку в России существуют ограничения на импорт патоки крахмальной (код ТН ВЭД -- 1702 30 990), введено лицензирование ее импорта и в Беларусь.

В целом рассматриваемое постановление -- это очередной шаг к либерализации регулирования внешней торговли и более активной экономической интеграции нашей страны в мировое сообщество.

В ближайшее время МИД и Минторг примут ряд нормативных актов, касающихся выдачи разрешительных документов на экспорт/импорт товаров.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений