Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь N 282/9 от 2003-02-27г.

"О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2002г. N 856/17"
"О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 26 июня 2002г. N 856/17"

Комментируемым постановлением (далее -- постановление N 282/9) внесены очередные изменения и дополнения в постановление Совмина и Нацбанка от 2002-06-26г. N 856/17 "О порядке перечисления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средств на счета физических лиц" (далее -- постановление N 856/17). Постановление N 282/9 вступило в силу с 1 марта 2003г.

Напомним, что постановлением N 856/17 была закреплена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при перечислении на счета физических лиц денежных средств в белорусских рублях в сумме, превышающей в эквиваленте 200 ЕUR по курсу, установленному Нацбанком на дату их перечисления, получать в налоговом органе и предоставлять в обслуживающий банк справку налогового органа по форме, утвержденной данным постановлением. Целью этого является пресечение случаев необоснованного перечисления денежных средств на счета физических лиц. В соответствии с постановлением N 282/9 срок действия вышеуказанной обязанности плательщиков продлен на полгода: с 1 июля 2003г. до 1 января 2004г.

Из состава юридических лиц, которые должны получить и представить в банк при проведении платежа справку налогового органа для перечисления физическому лицу денежных средств, исключены банки при осуществлении ими банковских операций. В данном случае имеется в виду ситуация, когда банк выступает не в качестве финансово-кредитной организации, через которую осуществляется платеж, а в качестве плательщика, т.е. когда сам банк вступает в гражданско-правовые отношения с физическим лицом по поводу осуществления банковской операции.

Перечень банковских операций не является произвольным, а определен ч.1 ст.14 Банковского кодекса РБ. Очевидно, что для целей постановления N 856/17 представляют интерес именно банковские операции, связанные с уплатой банком денежных средств в пользу физического лица. Так, банкам не надо получать справку для перечисления денежных средств: при размещении привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности (т.е. при кредитовании физических лиц); при уплате физическому лицу -- владельцу счета вознаграждения за остатки по счетам при ведении текущих счетов физических лиц; при возврате вклада и уплате процентов по вкладу в случаях привлечения средств физических лиц; при осуществлении валютно-обменных операций с физическими лицами; при совершении сделок купли у физического лица драгоценных металлов и драгоценных камней; при возврате средств и выплате доходов физическим лицам при доверительном управлении денежными средствами, драгоценными металлами и драгоценными камнями и т.д.

Постановлением N 282/9 более четко определен и одновременно дополнен перечень случаев, когда плательщики освобождаются от получения и представления вышеуказанных справок в банк. Помимо ранее указанных в постановлении N 856/17 случаев теперь справка налогового органа не требуется:

не только при перечислении зарплаты, но и при перечислении иных выплат, включаемых в состав фонда заработной платы, утверждаемый Совмином, за исключением указанных в постановлении N 282/9;

при перечислении средств физическому лицу не только из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы Республики Беларусь, но и из бюджета Союзного государства;

при осуществлении выплат за сданную населением продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства, за исключением доходов от реализации цветов и их семян;

в случаях, связанных с прекращением обязательств при строительстве. В частности, при перечислении денежных средств в целях их возврата юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями гражданам в случае неисполнения обязательств по строительству (реконструкции) жилых домов, квартир, объектов жилищной инфраструктуры и гаражей, расторжения договоров ранее установленного срока (в т.ч. с участником долевого строительства), выхода (исключения) граждан из организации граждан-застройщиков, гаражно-строительного кооператива;

при выплате части прибыли участникам юридических лиц либо собственникам имущества юридических лиц. В данном случае имеются в виду переводы по выплате физическим лицам дивидендов акционерным обществом, переводы физическим лицам -- участникам хозяйственных обществ при распределении чистой прибыли общества, а также перечисление части чистой прибыли от деятельности унитарного предприятия физическому лицу -- собственнику данного унитарного предприятия.