Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
15.10.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь N 177 от 2002-08-30г.

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001г. N 63"

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденную постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001г. N 63"

Комментируемым постановлением (далее -- Постановление N 177) внесены очередные изменения и дополнения в Инструкцию об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством (далее -- Инструкция), утвержденную постановлением правления Нацбанка от 2001-03-29г. N 63.

1. Внесение изменений и дополнений в Инструкцию вызвано принятием Декрета Президента от 6.08.2002г. N 19 "О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" (далее -- Декрет), которым значительно усилены меры, направленные на выполнение юридическими лицами и предпринимателями обязательств по перечислению суммы обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты, а также подоходного налога при выплате зарплаты работникам. В частности, в п.1.3 Декрета указано, что банки выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям средства для оплаты труда в расчете за месяц при одновременном представлении ими банкам платежных инструкций на перечисление в бюджет фактически удержанных сумм подоходного налога и исчисленных сумм обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты в соответствии с законодательством. Сумма перечисляемого подоходного налога согласно Декрету должна быть не ниже величины, определенной Совмином, а сумма перечисляемых обязательных страховых взносов должна соответствовать размерам, установленным законодательством. Во исполнение требований Декрета постановлением Совмина от 2002-08-30г. N 1181 "Об установлении минимального размера величины подоходного налога, подлежащего перечислению в бюджет" размер перечисляемого подоходного налога в вышеуказанном случае определен в сумме не ниже 9% от размера средств, фактически полученных в банке и направленных для оплаты труда за месяц. Постановлением N 1181 отмечено, что при этом учитываются суммы подоходного налога, перечисленные в течение месяца в бюджет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2. В Инструкцию вслед за Декретом и постановлением N 1181 введено такое понятие, как дата расчета за месяц -- дата, определенная коллективным трудовым договором (соглашением) либо трудовым договором (контрактом) с работником, при наступлении которой наниматель должен произвести расчет с работниками по зарплате за тот или иной месяц в оговоренном размере. Именно с ней законодательство связывает обязанность юридического лица -- нанимателя совершать действия, направленные на перечисление сумм подоходного налога и страховых взносов в Фонд соцзащиты в предусмотренном законодательством размере.

3. Исходя из вышеуказанных требований Декрета постановлением N 177 изменен п.9 Инструкции. Согласно этому пункту для получения (перечисления) денежных средств на выплату зарплаты при расчете за месяц с работниками юридическое лицо должно представить в обслуживающий его банк одновременно:

1) Заверенную печатью и подписями должностных лиц юридического лица, которым предоставлено право распоряжаться счетом, справку об установленных коллективным договором (соглашением), трудовыми договорами (контрактами) сроках выплаты заработной платы, в которой указывается дата расчета по заработной плате за месяц.

2) Платежные инструкции на перечисление в бюджет фактически удержанных сумм подоходного налога и исчисленных сумм обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты. При этом для определения того, что страховые платежи и подоходный налог уплачиваются именно от выдаваемой (перечисляемой) суммы, в платежных инструкциях юридическое лицо должно указывать месяц, за который выдается (перечисляется) заработная плата и уплачиваются подоходный налог и страховые взносы.

4. Как и ранее, зарплата работникам может выплачиваться юридическим лицом либо вне очереди при наличии картотеки по первым трем очередям (в размере прожиточного минимума на одного работника либо в счет неотложных нужд в таком же размере), либо в четвертой очереди после уплаты иных платежей юрлица более высокой очередности.

Согласно п.9^1 Инструкции при выплате зарплаты за месяц в счет неотложных нужд одновременно уплачиваются удержанные суммы подоходного налога и исчисленные суммы обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты. Таким образом, при перечислении денежных средств на выплату зарплаты за соответствующий месяц, когда она выплачивается в счет неотложных нужд при наличии картотеки по первым трем очередям, юридическим лицом должны быть представлены в банк платежные инструкции на уплату подоходного налога и страховых взносов в соответствующей сумме.

При выплате средств на зарплату в четвертую очередь денежные средства также могут бронироваться юридическим лицом в порядке, определенном п.11 Инструкции. При этом также, как и в иных случаях расчета за месяц, в случае необходимости бронирования средств для получения расчета за месяц в сумму брони в соответствии с п.11.3 Инструкции включаются суммы подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты.

Подводя итог, можно сказать, что в любом случае, когда юридическим лицом осуществляется бронирование денежных средств на счете на выплату зарплаты для расчета за месяц, в сумму брони включаются суммы для уплаты подоходного налога и страховых платежей в Фонд соцзащиты. При выплате же (перечислении) заработной платы за счет забронированных средств у него возникает обязанность по одновременному представлению в банк платежных инструкций на уплату подоходного налога и страховых взносов.

5. Изложенный в новой редакции п.11.5 Инструкции предусматривает, что задолженность в расчете за месяц, сложившаяся за период, исключая месяц, предшествующий текущему (т.е. задолженность по зарплате за предыдущие месяцы), может быть выплачена по усмотрению юридического лица полностью или частями в любой день текущего месяца. Естественно, учитывая, что дата расчета за месяц по этим суммам уже наступила, для выдачи (перечисления) денежных средств на их выплату в соответствии с Декретом в банк также должны быть представлены соответствующие платежные инструкции юридического лица на уплату в пропорциональных суммах подоходного налога и страховых взносов в Фонд соцзащиты.

6. Как и ранее, ответственность за достоверность сведений, представляемых в банк для получения денежных средств на выплату заработной платы, несет юридическое лицо -- наниматель. Согласно п.9 Инструкции (в редакции постановления N 177) банки не несут ответственности за своевременность выплаты и правильность определения юридическими лицами размера средств на выплату заработной платы, размеров перечисляемых в бюджет сумм подоходного налога и исчисленных сумм обязательных страховых взносов, указанных в платежных инструкциях юридических лиц. Банки также не несут ответственности за пропорциональность денежных сумм, указанных в расчетно-кассовых документах, остатку средств на счете при частичном получении денежных средств на заработную плату (включая выплату зарплаты в счет неотложных нужд, бюджета прожиточного минимума, в четвертую очередь). Изложенная в Инструкции позиция полностью соответствует ст.19 Банковского кодекса, согласно которой не допускается возложение на банки функций контроля за своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, обязательных платежей и иных платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Клиент сам несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) им обязанностей, предусмотренных Декретом.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений