Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.51
EUR:
2.6141
RUB:
3.9482
Золото:
145.73
Серебро:
1.71
Платина:
75.7
Палладий:
156.07
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2003-03-28г. N 12

"Об утверждении Инструкции сбора (заготовки) и переработки отходов пластмасс"
"Об утверждении Инструкции сбора (заготовки) и переработки отходов пластмасс"

Публикуемое постановление явилось уже третьим по счету нормативным правовым актом, регламентирующим обращение с отходами пластмасс.

Необходимость столь настойчивого обращения к этой проблеме вызвана тем, что изделия из полимерных материалов получают все более широкое применение. Значительная часть их -- упаковка, тара, посуда, медицинские изделия разового применения -- имеет предельно короткий ресурс использования. Затем они переходят в разряд отходов, для сбора, транспортировки и дальнейшего использования которых требуются дополнительные средства. К сожалению, основным способом обращения с подобного рода отходами пока остается их размещение на так называемых полигонах твердых бытовых отходов (свалках), в составе коммунальных отходов. При этом загрязняется окружающая среда.

В начале 90-х годов впервые в виде отдельного принципа, который признавался стратегическим в области охраны окружающей среды, было сформулировано понятие "расширенная ответственность производителя" (далее -- РОП). До этого производители отходов несли ответственность только за отходы, которые образовывались в процессе производства продукции, но не за то, что осталось от упаковочных материалов или отслужившей свой срок продукции. Издержки по обращению с этими отходами традиционно перекладывались на плечи налогоплательщиков в форме платы в городскую систему сбора отходов. Но ведь очевидно, что именно непосредственный производитель способен оказать наибольшее влияние на снижение экологического воздействия, оказываемого его продукцией, если еще на стадии ее проектирования задастся такой целью.

Именно поэтому большая часть существующих в Западной Европе и США схем РОП направлена на производителей. Предприятия, которые реализуют свою продукцию в пластмассовой таре, обязаны обеспечить сбор и безопасную утилизацию этой тары. Для этого они либо организуют собственную сеть по сбору тары и ее дальнейшей переработке или продаже, либо заключают договор с организацией, которая имеет для этого технологические возможности и юридические полномочия.

Теперь подобные подходы начали внедряться и у нас. Сначала было принято постановление правительства от 2003-02-27г. N 261 "О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс" (см."НЭГ" N 26 за 2003г., Информбанк, с.2--3).

Затем постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 2003-03-18г. N 9 (рег. N 8/9310 от 2002-03-31г.) был определен Перечень пластмассовой тары -- бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из полиэтилентерефталата (ПЭТФ), в обиходе ПЭТ-бутылки, -- в отношении которой устанавливается норматив снижения вредного воздействия на окружающую среду. Этот норматив утвержден в размере 30% ежегодно потребляемого в тоннах количества применяемой пластмассовой тары. Выбор ПЭТ-бутылки обусловлен рядом причин как экологического, экономического, так и санитарно-гигиенического характера. Во-первых, бутылка из-под минеральной воды, газированных напитков менее загрязнена и более однородна по составу по сравнению с другими упаковочными материалами. Следовательно, она менее затратна при сортировке по сравнению с другими отходами пластмасс, например стаканчиками для йогуртов, кетчупов, сметаны, которые изготовляются как из полиэтилена, так и полистирола или комбинированных пластмасс. И в-третьих, применение полиэтилентерефталата в качестве упаковочного материала составляет основную часть применяемых пластмасс (около 14 тыс. тонн в год).

Публикуемая Инструкция определяет конкретные меры по выполнению указанного норматива посредством:

-- создания собственной системы сбора (заготовки) и переработки отходов ПЭТ-упаковки;

-- заключением договоров с организациями, осуществляющими деятельность по сбору (заготовке) и переработке отходов пластмасс;

-- внесения платы за организацию сбора (закупки) и переработки отходов пластмасс.

Каждая мера может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими.

Следовательно, производители продукции, использующие в качестве упаковки ПЭТ-бутылку, обязаны в первую очередь определить норматив снижения вредного воздействия отходов пластмасс на окружающую среду на основании учета количества используемой тары. Например, при использовании упаковки в количестве 90 тонн норматив составит 30 тонн -- именно такое количество должно быть обязательно собрано и переработано.

Не менее 40% от установленного норматива (в нашем примере это как минимум 12 тонн из 30 нормативных) должно быть собрано через сети заготовительных пунктов, которые надо создать.

Такое же количество (не менее 40% от норматива -- в нашем примере это еще 12 тонн) собирают организации, осуществляющие сбор (заготовку) вторсырья. В Беларуси существует разветвленная сеть приемных пунктов Белкоопсоюза, Минторга и Минжилкомхоза, которую можно использовать, заключив с ними соответствующие договоры.

Оставшиеся 20% соберут для вас организации, осуществляющие розничную торговлю товарами, упакованными в пластмассовую тару (магазины, рынки, кафе, рестораны и т.д.). С ними надо тоже заключать договоры.

Наличие системы сбора и переработки отходов пластмасс должно быть подтверждено заключением Минприроды. Такое заключение получают лица, выполняющие требуемый норматив. Это или сами производители продукции, или организации, имеющие технологии по переработке отходов пластмасс и создавшие систему сбора, с которыми производители продукции заключили договоры на выполнение норматива.

Для получения заключения необходимо представить в Минприроды следующие документы:

-- заявление;

-- копии учредительных документов;

-- свидетельство о госрегистрации;

-- выписку из технологической документации, характеризующую процесс переработки отходов пластмасс;

-- информацию об организации сбора (заготовки) таких отходов.

Производители и импортеры товаров, не принявшие меры по снижению вредного воздействия отходов пластмасс на окружающую среду, вносят плату за организацию переработки отходов пластмасс в размере 60 базовых величин за одну тонну. На сегодняшний день это 840 тыс.руб.

Кроме того, ежегодно к 20 января и 20 июля производители товаров, упакованных в пластмассовую тару, обязаны представлять в Минприроды информацию о выполнении норматива.