Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 2003-03-18г. N 30

"Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2003 году"
"Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2003 году"

МНС по согласованию с Минфином разработало и утвердило комментируемые инструкции, которые зарегистрированы в НРПА 2003-03-31г. Однако их нормы применяются с 1.01.2003г., так как данные платежи установлены Законом "О бюджете Республики Беларусь", вступившим в силу с 1 января текущего года.

Обратим внимание на то, что в случае неправильного исчисления целевых сборов и республиканского единого платежа плательщикам дано право не позднее 2003-04-25г. представить инспекциям МНС по месту своего нахождения уточненные расчеты за январь -- март 2003г. и произвести доплату (или зачет) не позднее 2003-04-28г. без применения экономических санкций и начисления пени.

Сейчас в инструкциях четко определены объекты обложения целевыми сборами и республиканским единым платежом с учетом особенностей деятельности плательщиков. Таковыми объектами являются:

выручка от реализации произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

у плательщиков независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, -- валовой доход от этой деятельности;

у банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением Нацбанка, -- доходы за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов;

у страховых и перестраховочных организаций -- балансовая прибыль.

Отметим моменты, на которые плательщикам следует обратить особое внимание.

Республиканский единый платеж учитывается при формировании отпускной цены (тарифа) и исключается из выручки от реализации товаров (работ, услуг), дохода, валового дохода при исчислении целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, акцизов (для подакцизных товаров), налогов на прибыль и доходы.

Целевые сборы учитываются при формировании отпускной цены (тарифа) и исключаются из выручки от реализации товаров (работ, услуг), дохода, валового дохода при исчислении акцизов (для подакцизных товаров), налогов на прибыль и доходы.

Облагаемая база для исчисления республиканского единого платежа определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная без учета налога на продажу товаров в розничной торговой сети, сборов за услуги, НДС, налога с продаж автомобильного топлива (при его реализации).

Облагаемая база для исчисления целевых сборов определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная без учета налога на продажу, сборов за услуги, НДС, налога с продаж автомобильного топлива, отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог.

Плательщики, осуществляющие согласно их уставу и соответствующим лицензиям (по лицензируемым видам деятельности) наряду с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания и иную деятельность, начисляют и уплачивают целевые сборы соответственно от выручки, валогового дохода, дохода отдельно по каждому виду деятельности и при условии раздельного учета.

В 2003г. целевые сборы и республиканский единый платеж уплачиваются ежемесячно нарастающим итогом с начала года.

Сроки представления расчетов и уплаты этих платежей остались те же, что и в 2002г. Расчеты представляются в ИМНС плательщиком по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Установлены два срока уплаты -- 10-е и 22-е числа. Порядок расчета целевых платежей по сроку 10-го числа остался прежним. Если сумма целевых сборов или республиканского единого платежа, подлежащая уплате по итогам месяца, предшествовавшего отчетному, составила 500 и более базовых величин, установленных законодательством (принимается размер базовой величины, действующий на 1-е число месяца, следующего за отчетным), целевые сборы или республиканский единый платеж за отчетный месяц уплачиваются не позднее 10-го числа текущего месяца (месяца, следующего за отчетным) и вносится одна третья часть суммы целевых сборов или республиканского единого платежа, уплаченных по расчету за месяц, предшествующий отчетному. Не позднее 22-го числа текущего месяца (месяца, следующего за отчетным) уплачивается сумма целевых сборов или республиканского единого платежа по расчету за отчетный месяц с учетом суммы, внесенной по сроку 10-го числа.

Отметим, что базовая величина принимается для расчета, начиная с расчетов за апрель.

Обратим внимание на то, что безвозмездные передача товаров, выполнение работ и оказание услуг (за счет собственных источников) не являются объектом при исчислении целевых сборов и республиканского единого платежа, поскольку не являются предпринимательской деятельностью, так как не влекут получения прибыли.

Выполненные работы или оказанные услуги, не предназначенные для реализации на сторону, т.е. другим лицам (юридическим или физическим), а использованные юридическим лицом для собственного потребления, также не являются объектом для исчисления указанных платежей.

Резиденты СЭЗ являются плательщиками целевых сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами о СЭЗ, и не платят республиканский единый платеж в рамках действия специального правового режима.

В 2003г. при расчете названных платежей не учитываются суммы, отраженные в бухучете на сч.47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и сч.48 "Реализация прочих активов".

Отметим, что при исчислении целевых сборов и республиканского единого платежа применяются все льготы, установленные законодательными актами (законами, декретами, указами, распоряжениями Президента), в том числе те, которые не нашли отражения в Инструкции, но предусмотрены законодательством.

Плательщики, имеющие льготы по указанным платежам одновременно с расчетом представляют справку об использованных льготах по этим сборам по установленной форме.

Обратим особое внимание на то, что в 2003г. освобождаются от целевых сборов и республиканского единого платежа организации бытового обслуживания при оказании бытовых услуг сетью комплексных приемных пунктов в сельской местности. Перечень организаций бытового обслуживания населения, входящих в состав ГО "Белбыт", имеющих сеть комплексных приемных пунктов в сельской местности и подлежащих освобождению в 2003г. от целевых сборов и республиканского единого платежа, утвержден приказом ГО "Белбыт" от 2003-03-31г. N 84 и направлен письмом МНС от 7.04.2003г. N 2-3-10/680 налоговым инспекциям.

В 2003г. не установлены льготы:

для плательщиков, обслуживающих сельское хозяйство, в том числе обособленных подразделений других юридических лиц (специализированные механизированные подразделения), выполняющих работы (оказывающих услуги) юридическим лицам и их обособленным подразделениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства.

Плательщики при наличии раздельного учета не исчисляют и не уплачивают целевые сборы и республиканский единый платеж по поступившей оплате в 2003г. за указанные работы и услуги, выполненные в 2002г., если указанные платежи не были включены в цены (тарифы);

для плательщиков, осуществляющих производство и реализацию лекарственных средств.