Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
11.10.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 86 от 2002-09-10г.

"Об утверждении Инструкции об особенностях налогообложения резидентов свободных экономических зон "Могилев" и "Гродноинвест"

"Об утверждении Инструкции об особенностях налогообложения резидентов свободных экономических зон "Могилев" и "Гродноинвест"

В связи с вводом в действие указов Президента от 2002-01-31г. N 66 "О создании свободной экономической зоны "Могилев" и от 2002-04-16г. N 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" в Республике Беларусь начали функционировать еще две новые СЭЗ. Данными нормативными актами определен для них специальный правовой режим, устанавливающий в том числе особый порядок налогообложения резидентов СЭЗ "Могилев" и "Гродноинвест".

Их специальный правовой режим существенно отличается от специального правового режима других СЭЗ, в связи с чем возникла необходимость разработки нормативного акта, регулирующего особенности налогообложения резидентов названных зон.

Напомним, что под специальным правовым режимом следует понимать совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования в СЭЗ.

В СЭЗ "Могилев" и "Гродноинвест" имеются следующие особенности.

Во-первых, специальный правовой режим распространяется исключительно на производственную деятельность резидентов, причем льготный порядок налогообложения касается только тех резидентов СЭЗ, которые реализуют на экспорт произведенную продукцию (работы, услуги), а также импортозамещающую продукцию (работы, услуги).

Во-вторых, специальный правовой режим распространяется на тех резидентов, которые имеют свои производственные помещения, офисные, складские и другие подсобные помещения, участвующие в производственной деятельности, в границах территории СЭЗ.

Одновременное выполнение двух вышеназванных условий обязательно для целей применения специального правового режима.

Указанные ограничения не исключают право резидентов СЭЗ заниматься любым другим видом деятельности, не запрещенным законодательством, но в таком случае им не предоставляются права и льготы, установленные специальным правовым режимом. Если резиденты СЭЗ осуществляют несколько видов деятельности, и хотя бы один из них подпадает под специальный правовой режим, они обязаны обеспечить раздельный учет выручки и затрат.

Особый порядок налогообложения включает: определенный, ограниченный перечень налогов и других платежей в бюджет, которые уплачивает резидент СЭЗ; пониженные ставки налогов; льготы по налогу на прибыль и доходы.

Резиденты СЭЗ имеют право воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством для всех плательщиков республики.

Рассмотрим некоторые особенности исчисления и уплаты налога на прибыль резидентами СЭЗ, определенные специальным правовым режимом.

Вышеназванными указами определено, что прибыль резидентов СЭЗ, полученная от деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, облагается по ставке, уменьшенной на 50%, т.е. 12%. Пониженная ставка не применяется к прибыли, полученной от деятельности, на которую не распространяется специальный правовой режим, в том числе от торговой, торгово-закупочной деятельности и общественного питания, а также от деятельности структурных подразделений, расположенных за пределами СЭЗ. Кроме того, пониженная ставка не применяется к прибыли от внереализационных операций.

Следует пояснить также порядок предоставления льготы по налогу на прибыль. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ от реализации продукции (работ, услуг) собственного производства на экспорт или импортозамещающей продукции собственного производства, освобождается от обложения налогом сроком на 5 лет с момента ее объявления. Резидентам СЭЗ следует обратить внимание на следующее. Отсчет пятилетнего периода, равного 60 месяцам, в течение которого резидентам СЭЗ предоставлено право на получение льготы, производится с момента объявления ими прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Моментом объявления прибыли является первый прибыльный месяц, в котором резидентом СЭЗ получена прибыль от реализации продукции (работ, услуг). При этом право на получение льготы может быть фактически реализовано при предъявлении сертификата продукции собственного производства или сертификата работ, услуг собственного производства. Например, первым прибыльным месяцем, в котором получена прибыль от реализации продукции собственного производства, является май 2003г., а сертификат продукции собственного производства получен в сентябре 2003г. Период, в течение которого при наличии действующего сертификата льгота может фактически использоваться, т.е. прибыль от реализации продукции собственного производства, полученная в этот период, не облагается налогом на прибыль, начинается в сентябре 2003г. и заканчивается в мае 2008г.

Согласно указам Президента резиденты СЭЗ имеют право направить прибыль, полученную от их деятельности, на инвестиции в республике. На эту сумму прибыли уменьшается облагаемая налогом прибыль. Данная норма касается прибыли, полученной от деятельности резидента СЭЗ в целом по предприятию. Источником направления прибыли на инвестиции являются фонды накопления.

Банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и перестраховочные организации исчисляют и уплачивают налог на доходы в соответствии с Декретом Президента от 23.12.99г. N 43 "О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности". При раздельном учете операций с ценными бумагами указанные плательщики, зарегистрированные в качестве резидентов СЭЗ, имеют право воспользоваться пониженной ставкой по налогу на доходы от операций с ценными бумагами, т.е. ставкой 15%. Иные плательщики -- резиденты СЭЗ уплачивают налог на доходы от операций с ценными бумагами по ставке 20%.

По налогам, перечисленным в главе 3 Инструкции, законодательством не предусмотрены какие-либо особенности для резидентов СЭЗ. Все эти налоги и платежи резиденты СЭЗ уплачивают в бюджет в общем порядке независимо от выполнения ими условий специального правового режима.

При исчислении чрезвычайного налога резидентам СЭЗ следует обратить внимание на то, что при осуществлении нескольких видов деятельности необходимо обеспечить раздельный учет не только выручки, но и затрат, в том числе заработной платы.

При этом, если резидент СЭЗ осуществляет различные виды деятельности, то в рамках специального правового режима он уплачивает обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в размере 1% (без исчисления и уплаты чрезвычайного налога) только от фонда заработной платы, приходящегося на произведенные резидентом СЭЗ и реализованные на экспорт продукцию, работы, услуги, а также на произведенную резидентом СЭЗ импортозамещающую продукцию. Остальная часть ФЗП подлежит обложению единым платежом в размере 5%. Если прямым методом невозможно разделить ФЗП на льготируемый и нельготируемый от чрезвычайного налога, то он распределяется пропорционально выручке (товарообороту), полученной от деятельности, на которую специальный правовой режим распространяется, и деятельности, на которую этот режим не распространяется.

Уплачивать единый платеж в размере 5% резиденты СЭЗ должны также от ФЗП, приходящегося на торговую деятельность и общественное питание, а также от зарплаты структурных подразделений, находящихся за пределами территории СЭЗ.

По налогу на недвижимость также есть некоторые особенности, которые необходимо пояснить. По объектам недвижимости, расположенным в пределах зоны и участвующим в производственном процессе экспортируемой продукции (работ, услуг) или импортозамещающей продукции, резиденты СЭЗ не исчисляют и не уплачивают налог на недвижимость. Иные основные производственные фонды, непосредственно участвующие в деятельности резидентов СЭЗ, на которую распространяется специальный правовой режим, также не подлежат обложению налогом на недвижимость. Во всех остальных случаях (в том числе здания офисов, офисная мебель и др.) налог на недвижимость исчисляется и уплачивается резидентами СЭЗ в общеустановленном порядке.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений