Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Контроль
21.02.2003 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 79 от 2002-07-29 г.

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1999 г. N 326"

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ, УТВЕРЖДЕННОЕ ПРИКАЗОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1999 г. N 326"

Необходимость внесения изменений и дополнений в Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами (далее -- Положение) вызвано рядом причин. Прежде всего Указом Президента от 6.12.2001 г. N 722 внесены коррективы в Указ от 15.11.99 г. N 673, нормы которого в значительной степени влияют на порядок организации и проведения налоговых проверок, а также на процедуру применения экономических санкций по результатам этих проверок. Второй важной причиной переработки Положения является то, что за два года с момента его издания, практика организации контрольной работы налоговых органов поставила перед МНС задачу по методологическому обеспечению выработанных этой практикой форм налоговых проверок.

Так, в Положении появились дополнительные главы, в которых определен порядок проведения налоговых проверок юридических лиц при их реорганизации и ликвидации, особенности проведения проверок юридических лиц, имеющих обособленные подразделения, а также уплачивающих налоги в централизованном порядке, иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РБ. Ряд глав появился в силу особенностей контроля за физическими лицами, необходимости регламентации действий должностных лиц при выявлении у налогоплательщика неофициальных записей бухучета (так называемой черной кассы), использования компьютерных технологий в ведении учета и передачи информации. В форме акта изъятия изложена процедура изъятия электронных документов на машинных носителях (системный блок компьютера, дискеты, СD магнитооптические диски, стриммерные кассеты и др.) в целях обеспечения доказательствами совершенного с использованием компьютерной техники налогового правонарушения.

В целом структура Положения строилась таким образом, чтобы нормы, регламентирующие вопросы контрольной работы, были объединены в разделах и главах по содержанию, а разделы и главы выстроены по очередности действий налоговых органов и их должностных лиц при проведении проверок. Работая с документом, необходимо иметь в виду, что содержание приложений к нему в значительной степени конкретизирует нормы, отраженные в самом Положении.

Еще одной задачей при переработке Положения являлось упрощение процедурных действий при назначении и проведении проверок, оформлении ее результатов. В связи с этим значительной корректировке подверглись нормы, регулирующие назначение плановых выездных налоговых проверок. В частности, предусмотрено, что плановые проверки будут проводиться на основании полугодовых графиков, утверждаемых руководителем не позднее 40 дней до начала следующего полугодия. Это вызвано необходимостью повышения координации действий контролирующих служб в проведении проверок.

Предусмотрено также, что плановые выездные налоговые проверки организуются 1 раз в 3 года для плательщиков, уплачивающих суммы налогов, удельный вес которых к полученной выручке соответствует средней налоговой нагрузке, сложившейся по конкретному виду экономической деятельности. Кроме того, у таких плательщиков не должна числиться задолженность по начисленным текущим платежам, а также необходимо наличие до 1 июля положительного аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год.

Положением определен перечень видов целевых (тематических) проверок, назначаемых руководителем районной (городской) инспекции МНС. Во всех остальных случаях целевая проверка может назначаться только по решениям МНС и инспекциями по областям и г.Минску. Эта норма направлена на сокращение числа проверок.

Дополнительные нормы введены и в отношении проведения встречных проверок. В частности, проверяющему разрешается не проводить встречные проверки финансово-хозяйственных операций при условии, что сумма отдельно взятой операции, совершенной с резидентами РБ, не превышает 50 базовых величин, а с нерезидентами -- 100 базовых величин, установленных на дату проверки. Реализация данной нормы позволит не только сэкономить время и средства на действия, от которых не ожидается значительного эффекта, но и сократит как сроки проверок, так и число выходов налоговых инспекторов на отдельные предприятия.

Упрощена процедура назначения проверки. За основу принято предписание на проведение проверки, которое является не только документом, удостоверяющим право должностных лиц налоговых органов на проверку, но и предусматривающее наличие отметок о решениях, принимавшихся в ходе проверки: датах приостановления и возобновления проверки, продления ее сроков. Более подробно определены обязанности проверяющих по осуществлению подготовительной работы к проверке, что нацеливает проверяющих на использование всех сведений о деятельности налогоплательщика, содержащихся в учете налоговых органов, а также на изучение особенностей законодательства, которые налогоплательщик обязан был учитывать в своей деятельности.

Существенно переработана методика определения объектов налогообложения расчетным путем в случаях, когда у налогоплательщика отсутствуют документы бухгалтерского учета. В таких случаях в ходе налоговой проверки будут использоваться два метода -- косвенного определения доходности конкретного вида предпринимательской деятельности и прямого обсчета объектов налогообложения. При первом за основу принимается доходность конкретного вида предпринимательской деятельности, а при втором -- используются сведения о реальных объектах налогообложения, полученные от других лиц (размер земельного участка, стоимость основных средств и т.д.). Случаи определения налоговых обязательств при отсутствии документов бухучета у налогоплательщика нередки, поэтому крайне важно, чтобы объекты налогообложения (доход, прибыль и др.), определяемые расчетным путем, по экономическому содержанию максимально соответствовали налоговому законодательству.

Плательщикам необходимо обратить внимание на нормы Положения, регламентирующие перечисление в бюджет сумм налогов, доначисленных в ходе проверки. В таких случаях проверяющие в предложениях к акту проверки укажут на необходимость перечисления сумм налогов на следующий рабочий день после дня получения акта проверки. Если налогоплательщик в добровольном порядке не выполнил предложения проверяющих, то инспекция МНС взыщет доначисленные суммы налогов в принудительном порядке сразу же после вынесения решения о применении экономических санкций.

Кроме того, налогоплательщикам следует также тщательно относиться к соблюдению сроков подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на решения о применении экономических санкций (в соответствии с законодательством жалоба подается в 5-дневный срок со дня получения решения о применении экономических санкций). Подача жалобы в установленный срок автоматически приостанавливает действие решения. Пропуск же сроков обжалования приведет к тому, что жалоба будет принята вышестоящим налоговым органом к рассмотрению, но без приостановления действия обжалуемого решения. Кроме того, Положением предоставлено право налоговым органам при рассмотрении поданной в установленные сроки жалобы приостанавливать действие решения только в части обжалуемых вопросов.

Значительное внимание уделено оформлению результатов проверок. Полностью переработана примерная форма акта выездной налоговой проверки юридического лица. Теперь ссылки на законодательные акты требуются только в случае выявления нарушений. Кроме того, форма акта является примерной, что дает возможность проверяющему отражать нестандартные вопросы проверки в произвольном изложении. Положением предусмотрена и упрощенная примерная форма справки проверки юридического лица, которая составляется при отсутствии нарушений.

Отдельными приложениями утверждены примерные формы акта камеральной проверки, актов и справок проверки индивидуального предпринимателя, проверки правильности удержания подоходного налога из заработной платы и других доходов физических лиц и ряд других актов проверок. Упрощена форма акта рейдовой проверки, а также утверждена форма сводной справки рейдовых проверок, в ходе которых не установлено нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, использование которой минимизирует затраты рабочего времени работников проверяемого налогоплательщика и проверяющих.

Изменена форма решения о применении экономических санкций по актам налоговых проверок, а также введена форма решения вышестоящего налогового органа о рассмотрении жалобы налогоплательщика на решения налоговых органов о применении экономических санкций. В решении о применении экономических санкций предусмотрено раздельное применение санкций за нарушение законодательства о налогах и за нарушение предписаний иных законодательных актов в сфере экономических отношений. В отличие от ранее использовавшейся формы решения о применении экономических санкций в новой форме будут указываться только суммы санкций и пени. Суммы налогов, доначисленные в ходе проверки, уплачиваются плательщиком путем подачи уточненных расчетов либо взыскиваются инспекцией МНС в принудительном порядке на основании акта проверки.

Предусмотрено, что в случаях, когда проверка проводилась должностными лицами вышестоящих инспекций (городских, областных и центрального аппарата), самостоятельно либо с привлечением должностных лиц нижестоящей инспекции, регистрация акта проверки и вынесение решения о применении экономических санкций осуществляются вышестоящей инспекцией МНС.

Нормы главы 29 обязывают проверяющих осуществлять сбор контрольной информации об отдельных хозяйственных операциях, совершавшихся проверяемым налогоплательщиком с другими организациями и индивидуальными предпринимателями. Собранная информация будет направляться инспекциям по месту постановки на налоговый учет этих организаций и предпринимателей для использования при проведении выездных проверок. Это позволяет повысить эффективность контроля в случаях сокрытия плательщиком выручки путем отражения в учете фиктивной кредиторской задолженности, занижения количества товарно-материальных ценностей и их стоимости, а также оперативно выявлять лжепредпринимательские структуры.

Положением также упорядочены вопросы хранения актов и справок проверок, а также других документов проверки в инспекциях МНС.

Основная цель Положения -- детально регламентировать деятельность должностных лиц налоговых органов при осуществлении контрольной деятельности. Необходимость регламентации вызвана прежде всего многообразием вопросов, контроль за которыми сегодня возложен на налоговые органы, а также стремлением совершенствовать взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поэтому Положение на стадии проекта неоднократно направлялось всем инспекциям МНС, предложения и замечания которых были учтены. Также в Положении нашли отражение и предложения налогоплательщиков.

Развитие рыночных отношений требует от налоговых органов постоянного совершенствования контрольной работы. Поэтому Министерство по налогам и сборам просит как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов, коллег из других контрольных органов направлять предложения в части совершенствования контрольной работы налоговых органов, которые будут накапливаться, анализироваться и использоваться для дополнений и изменений норм Положения о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by