Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Бюджет
19.11.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства финансов Республики Беларусь N 145 от 9.10.2002 г.

"О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июня 2000 г. N 63"

"О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июня 2000 г. N 63"

Законом от 9.07.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах" введен ряд норм, которыми скорректирован порядок применения мер экономической ответственности за нарушения в области бюджетных отношений. Так, ст.22 Закона дополнена нормами, устанавливающими, что средства бюджета, в том числе в виде займов, ссуд, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, по решению Минфина или местных финорганов подлежат в бесспорном порядке возврату в соответствующий бюджет с взысканием штрафа в размере этих средств в таком же порядке с юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, учреждений, осуществляющих согласно учредительным документам приносящую доходы деятельность, а также с индивидуальных предпринимателей. С учетом размера необоснованно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств бюджета и финансового состояния субъектов хозяйствования на основании решений коллегий Минфина, местных финорганов они могут быть полностью или частично освобождены от уплаты штрафа либо по решению министра финансов и его заместителей, руководителей управлений (отделов) этих финорганов и их заместителей им может предоставляться отсрочка по уплате сроком до шести месяцев.

Отметим следующие основные особенности Положения, утв. постановлением Минфина от 9.10.2002 г. N 145 (далее -- Положение).

Со вступлением в силу новой редакции Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утв. Указом Президента от 6.12.2001 г. N 722 (далее -- Порядок), в акте проверки (ревизии) указываются только факты нарушения конкретных предписаний актов законодательства и (или) предусматривающих экономическую ответственность за данный вид правонарушения. Вина должностных лиц организации не является обязательным условием применения экономических санкций. Кроме того, к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю за нарушения в сфере бюджетных отношений экономические санкции применяются без ограничения сроков, предусмотренных п.27 Порядка. Введение данной нормы требует решения вопроса о действии во времени норм Порядка. Так, если ранее установленный двухлетний срок привлечения к экономической ответственности по конкретному нарушению бюджетного законодательства истек до вступления в силу новой редакции Порядка, то новое правило о снятии ограничения указанного срока не применяется. В случае если проверкой (ревизией) установлен факт нарушения законодательства, двухлетний срок с момента совершения которого не истек на день вступления в силу новой редакции Порядка (8.12.2001 г.), то по данному нарушению следует руководствоваться правилом о применении экономических санкций без ограничения сроков, установленных частью первой п.27 Порядка.

Важным новшеством является установленная Законом возможность полного или частичного освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от уплаты штрафа либо предоставление отсрочки по уплате штрафа сроком до шести месяцев.

Согласно Положению отсрочка по уплате штрафа может быть предоставлена только тем должностным лицом, которое принимало решение о применении экономических санкций (министром финансов и его заместителями, руководителями финуправлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов и их заместителями).

Основаниями, которые учитываются при принятии решения о полном или частичном освобождении от уплаты штрафа, являются: размер необоснованно полученных либо использованных не по целевому назначению либо с нарушением законодательства средств бюджета; финансовое состояние субъекта хозяйствования.

При принятии решения о предоставлении отсрочки учитываются следующие обстоятельства: размер штрафа; принятые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем меры по восстановлению бюджетных средств, необоснованно полученных, использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства; привлечение к ответственности виновных лиц; повторность совершения правонарушения.

Положением установлен следующий порядок обращения с заявлением об освобождении (полном либо частичном) от уплаты штрафа, вынесения решения по заявлению. Так, организация, претендующая на полное или частичное освобождение от уплаты штрафа, вправе в течение 15 дней со дня получения решения о применении экономических санкций обратиться с заявлением в Минфин, финуправления областных (Минского городского) исполкомов об освобождении (полном или частичном) от уплаты штрафа.

Кроме того, для целей подготовки характеристики финансового состояния заявителя последним дополнительно представляются:

бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), приложения к бухгалтерскому балансу (формы 3 и 5) на последнюю отчетную дату;

расчет платежеспособности и оценка структуры баланса (анализ финансового состояния), подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью;

заверенные в инспекции МНС по месту постановки на налоговый учет: справка о финансовом состоянии на последнюю отчетную дату; декларация о доходах и имуществе по состоянию на дату ее составления (для индивидуальных предпринимателей); справка о задолженности по платежам в бюджет, целевые бюджетные, государственные внебюджетные и инновационные фонды.

Также представляется ходатайство вышестоящего республиканского органа госуправления, иной государственной организации, подчиненной правительству, местного исполнительного и распорядительного органа. Ходатайство местного исполнительного и распорядительного органа прежде всего необходимо при подаче заявления в финуправления областных (Минского городского) исполкомов.

Представленные документы рассматриваются в соответствующем подразделении Минфина, которым подготавливается заключение.

Вопрос об освобождении (полном или частичном) от уплаты штрафа, наложенного по фактам незаконного использования средств республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных фондов, рассматривается только на коллегии Минфина, в течение 15 дней со дня поступления заявления, в присутствии руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо уполномоченного представителя. Коллегией принимается одно из решений: о полном освобождении от уплаты штрафа; о частичном освобождении; об отказе в удовлетворении заявления об освобождении от уплаты штрафа. Решение доводится заявителю в срок не позднее 5 дней со дня его принятия путем направления выписки из решения о результатах рассмотрения заявления.

Поскольку срок рассмотрения может превышать срок, установленный для уплаты санкций, то взыскание штрафа до рассмотрения вопроса на коллегии может быть приостановлено по решению должностного лица Минфина, вынесшего решение о применении экономических санкций.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, претендующие на отсрочку по уплате штрафа, направляют в Минфин, финуправления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, от имени которых вынесено решение о применении экономических санкций, заявление, с изложением причин необходимости предоставления отсрочки. Решение о предоставлении отсрочки с учетом предусмотренных Положением обстоятельств принимается в течение 10 дней со дня поступления заявления и оформляется приказом.

Положением не предусмотрена возможность процедуры освобождения (полного или частичного) от уплаты штрафа или отсрочки по уплате штрафа в случае обжалования решения о применении экономических санкций.

Порядок возврата сумм, необоснованно полученных либо использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства, также изменен. В первую очередь возврат производится за счет внебюджетных средств, а при их недостаточности либо отсутствии -- за счет бюджетных средств текущего года и в третью очередь -- за счет общей экономии средств по смете, кроме защищенных статей расходов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений