Цены
07.06.2002 6 мин на чтение
мин
КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства экономики Республики Беларусь N 94 от 2002-04-30г.
"Об утверждении Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги"
"Об утверждении Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги"
Документ принят во исполнение решения Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь от 2001-12-26г., протокол N 7, которым Минэкономики по согласованию с Минфином и Минтруда поручено разработать тарифы на услуги и единую методику определения стоимости аудиторских услуг, принять нормативный акт по данному вопросу. В разработке Инструкции приняли участие специалисты Белорусского общественного объединения бухгалтеров и аудиторов.
Инструкция разработана на основании Закона от 8.11.94г. N 3373-ХII "Об аудиторской деятельности", Закона от 10.05.99г. N 255-З "О ценообразовании" и Указа Президента от 19.05.99г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь".
Согласно действующему законодательству тарифы на указанные услуги определяются самостоятельно аудиторской организацией (аудитором -- индивидуальным предпринимателем). Инструкция позволит аудиторским организациям выполнить требования Указа Президента N 285 в части составления экономического обоснования тарифов на услуги по проведению аудита бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской деятельности, а также других аудиторских услуг, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, оказываемых на ее территории и оплачиваемых резидентами республики.
Исходя из норм Закона "Об аудиторской деятельности" в Инструкции дается понятие термина "аудиторские услуги", оказываемые аудиторскими организациями и аудиторами -- индивидуальными предпринимателями юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее -- субъекты хозяйствования) по проведению проверок бухгалтерской отчетности и других документов с целью оценки достоверности и соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, своевременности и полноте формирования уставного фонда субъектов хозяйствования, проверке и оценке их хозяйственного состояния, по постановке и восстановлению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов и пр.
Аудиторская организация (аудитор -- индивидуальный предприниматель) самостоятельно принимают решение, за какую единицу измерения устанавливается тариф -- за один человеко-час либо за один человеко-день.
Расчет тарифа основывается на плановой стоимости услуг и планового фонда рабочего времени на установленный период.
В приложении к Инструкции приводится примерная схема расчета тарифа на аудиторские услуги. При этом аудиторская организация (аудитор -- индивидуальный предприниматель) исходит из специфики своей работы: если аудиторские услуги оказываются субъектам предпринимательской деятельности по месту нахождения этой организации, т.е. отсутствуют выезды в другие населенные пункты, то при расчете тарифа отсутствует статья "командировочные расходы" и пр.
Основой плановой стоимости аудиторских услуг является их себестоимость. Аудиторские организации относят затраты на себестоимость согласно Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утв. Минэкономики, Минстатом, Минфином и Минтруда 30.01.98г., аудиторы -- индивидуальные предприниматели -- в соответствии с Положением о составе затрат, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, и порядке их исключения из выручки, утв. приказом ГНК, Минэкономики, Минфина, Минстата, Министерства предпринимательства и инвестиций, Минкультуры от 26.07.99г. N 177/70/197/170/100/264. Так как указанным Положением к расходам, связанным с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, относятся подтвержденные документально расходы, то те аудиторы -- индивидуальные предприниматели, которые не могут документально подтвердить свои расходы, формируют тарифы на аудиторские услуги только на основании плановой величины дохода от предпринимательской деятельности и планового фонда рабочего времени. В этом случае показатель рентабельности не исчисляется.
Согласно Закону "Об аудиторской деятельности" аудит может быть обязательным и инициативным. Инструкцией установлено ограничение размера прибыли на аудиторские услуги при проведении обязательного аудита, при проведении инициативного аудита размер прибыли не ограничен.
Стоимость по каждому договору на оказание аудиторских услуг определяется с учетом тарифа на них и трудоемкости оказания услуги. Нормативными актами, регламентирующими вопросы определения трудоемкости, являются правило аудиторской деятельности "Аудиторская выборка" и правило аудиторской деятельности "Планирование аудита", утв. Министерством финансов.