Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5795
EUR:
2.62
RUB:
4.2306
Золото:
147.09
Серебро:
1.65
Платина:
77.38
Палладий:
178.8
Назад
Проблемы и решения
21.01.2003 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь N 102 от 9.12.2002 г.

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. N 16"

"О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 февраля 2002 г. N 16"

Постановление МНС утверждено в целях реализации положений Декрета от 6.08.2002 г. N 19 "О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" (далее -- Декрет N 19), Декрета Президента от 9.09.2002 г. N 23 "О некоторых вопросах взимания подоходного налога с физических лиц" (далее -- Декрет N 23) и постановления Совмина от 2002-08-30 г. N 1181 "Об установлении минимального размера величины подоходного налога, подлежащего перечислению в бюджет" (далее -- постановление). Кроме того, в Инструкции детализированы некоторые нормы Закона "О подоходном налоге с физических лиц" (далее -- Закон).

Изложение в новой редакции некоторых положений Инструкции объясняется изменением либо отменой ранее содержавшихся в них ссылок на нормативные правовые акты. Это касается пунктов 1, 40, 49 и 53, подпунктов 7.8, 7.33 и 7.37 Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утвержденной постановлением МНС от 2002-02-20 г. N 16 (далее -- Инструкция).

Подпункт 3.2.11 Инструкции изложен в новой редакции, т.к. постановлением Совмина от 2002-10-14 г. N 1418 внесены изменения и дополнения в Положение о непрерывном профессиональном обучении руководящих работников и специалистов, утв. постановлением правительства от 11.01.95 г. N 20. Эти коррективы влияют на объект обложения подоходным налогом.

Согласно указанному Положению повышение квалификации обеспечивает углубление профессиональных знаний и навыков кадров по соответствующим уровням полученного ранее основного образования. К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на углубление профессиональных знаний и навыков работников в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, экономического и социального развития, а также на удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в повышении своей профессиональной подготовки, в том числе на курсах повышения квалификации и производственно-экономических семинарах, проводимых в целях изучения вопросов современной экономики, хозяйственного и трудового законодательства и иных вопросов, направленных на усовершенствование деятельности субъектов хозяйствования. Срок обучения по такой форме устанавливается до 2 недель, а в особых случаях определяется решениями правительства. В прежнем документе сроки были иными.

Под переподготовкой подразумевается приобретение новой квалификации соответствующего профиля на ступенях высшего и среднего специального образования. Переподготовка может осуществляться во всех типах учреждений (их подразделениях), которые обеспечивают повышение квалификации и переподготовку кадров, кроме курсов повышения квалификации. Так, при переподготовке кадров из числа лиц, имеющих высшее образование, объем учебной нагрузки должен быть: с присвоением квалификации -- не менее 1000 часов; без присвоения квалификации -- не менее 300 часов. При подготовке кадров из числа лиц, имеющих среднее специальное образование, объем учебной нагрузки должен быть: с присвоением квалификации -- не менее 600 часов; без присвоения квалификации -- не менее 300 часов. Ранее сроки обучения измерялись от месяцев до лет, в зависимости от категории обучающихся.

Сроки переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в Академии управления при Президенте РБ ежегодно определяются постановлениями правительства.

Постановлением Совмина от 2002-10-14 г. 1419 утверждено Положение о ступенях высшего образования. В соответствии с этим Положением структура высшего образования включает в себя две ступени: первую и вторую. Получение впервые образования на второй ступени высшего образования, в которую входит и обучение в магистратуре, не рассматривается как получение второго высшего образования. В соответствии с подпунктом 2.6 Закона физические лица, проходящие обучение в магистратуре за плату, имеют право на получение вычета понесенных ими расходов из доходов. Вычет установлен Положением о порядке вычета сумм из доходов физических лиц при исчислении подоходного налога, утв. постановлением правительства от 6.09.2001 г. N 1330. Ранее обучение в магистратуре рассматривалось как обучение в системе повышения квалификации.

Новая редакция абзацев 2 и 3 ч.2 подп.7.7 Инструкции объясняется принятием Совмином постановления от 2002-08-26 г. N 1155 "О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения населения", где признан утратившим силу п.4 постановления правительства от 9.04.98 г. N 572 "О порядке выдачи путевок лицам, сопровождающим детей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и оплате проезда до места санаторно-курортного лечения и обратно", в соответствии с которым родителям, не имеющим льгот по оздоровлению и санаторно-курортному лечению, установленных Законом "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", сопровождающим своих детей школьного возраста в санаторно-курортные учреждения, путевки выдавались в том же порядке, как и их детям, с последующим отнесением стоимости этих путевок на счет средств государственного социального страхования, выделяемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение населения. Постановлением правительства от 2002-05-29 г. N 699 данный пункт изложен в новой редакции, на основании которого бесплатная выдача путевок производится за счет средств государственного социального страхования родителям (или лицам, их заменяющим), сопровождающим детей -- учащихся общеобразовательных учреждений на санаторно-курортное лечение и не имеющим права на бесплатное санаторно-курортное лечение по Закону "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", с указанием условий выдачи путевок детям.

Вступлением в силу Декрета N 19 вызвано приведение в соответствие с ним некоторых правил Инструкции. Так, подп.3.2 п.3 Инструкции, в котором перечислены виды доходов, не признаваемые доходами физического лица, дополнен доходом в виде вложения почтовых отправлений с наложенным платежом. По этому виду дохода сведения в налоговый орган не представляются (подп.76.1 Инструкции).

В соответствии с подп.1.3 п.1 Декрета N 19 с 1.09.2002 г. банки выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям средства для оплаты труда в расчете за месяц при одновременном представлении платежных инструкций на перечисление в бюджет фактически удержанных сумм подоходного налога. Сумма перечисляемого подоходного налога не должна быть ниже 9% от размера средств, фактически полученных в банке и направленных на оплату труда за этот месяц, с учетом сумм подоходного налога, уже перечисленных в бюджет в течение месяца. Суммы налога, перечисленные в бюджет в размере превышения указанной минимальной величины над суммами налога, исчисленными и удержанными согласно Закону, подлежат возврату либо зачету в счет причитающихся с юридического лица или предпринимателя, внесших эти суммы, сумм обязательных платежей на основании заявления о возврате (зачете) в счет причитающихся платежей суммы подоходного налога, излишне поступившей в бюджет. Заявление подается в налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика юридическим лицом или предпринимателем одновременно с актом сверки полноты перечисления в бюджет подоходного налога, удержанного из заработной платы и других доходов физических лиц.

Форма акта сверки, составленного на основании данных бухгалтерского учета о начислении и выплате заработной платы и других доходов физических лиц, удержании и перечислении в бюджет подоходного налога, приводится в прил.5^1 к Инструкции.

Теперь налоговому инспектору достаточно будет после проведения камеральной проверки принять необходимое решение о возврате либо зачете сумм подоходного налога. Такое изменение существенно, т.к. отпадает необходимость осуществлять возврат (зачет) налога только по результатам выездной налоговой проверки, проводимой у юридического лица. Это дополнение значительно упростит процедуру возврата (зачета) и даст ответы на ряд вопросов.

Дополнение п.29 Инструкции поясняет, что запрет, предусмотренный в нем, в виде перечисления налога с доходов физических лиц за счет денежных средств юридических лиц и предпринимателей, не распространяется в случаях применения правил Декрета N 19, т.к. Декрет N 19 является нормативным правовым актом, обладающим верховенством над Законом.

Установление обязанности банков и отделений связи по представлению в налоговые органы по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика (либо по месту своего нахождения) в письменной форме (или на магнитных носителях) сведений о выданных (перечисленных) физическим лицам доходах, поступивших из-за границы, нашло свое отражение в дополнении к подп.76.1 Инструкции. Здесь же приводится и форма приложения 12^1 к Инструкции, по которой они представляются.

Дополнение графы 5 приложения 13 и подстрочного примечания приложения 15 Инструкции также объясняется правилами Декрета N 19.

Правила Декрета N 23, отменившие льготу по уплате подоходного налога на суммы, уплаченные юридическими и физическими лицами медицинским организациям, а также суммы, перечисленные на счета в банках, находящихся на территории Республики Беларусь, за стационарное лечение физических лиц и исключившие из вычета доходов физических лиц суммы, уплаченные физическим лицом в течение отчетного календарного года медицинским организациям за свое стационарное лечение, за стационарное лечение супруга (супруги), своих родителей и (или) детей, касаются изменений в п.п.7.27, 8.5 и 8.7, пп.20 и 48 Инструкции. В этой связи из п.6 "Справочник видов вычетов из облагаемого дохода" приложения 2 к Инструкции исключена позиция "630 -- суммы, уплаченные за стационарное лечение", а п.5 "Коды видов льгот" дополнен позициями "571, 591--598". Кроме того, в бланки деклараций приложений 8 и 11 Инструкции также внесены изменения. Однако в целях экономии средств республиканского бюджета ранее изготовленные бланки названных деклараций могут применяться до их полного использования.

Дополнение п.4 Инструкции поясняет, что доходы в натуральной форме, полученные от физических лиц, не являющихся предпринимателями, в виде имущества, подлежащего государственной регистрации, учитываются в размере не менее оценочной стоимости только по договорам дарения, мены, ренты, в результате наследования. В остальных случаях применяются правила, установленные Гражданским кодексом.

В соответствии со ст.17 Закона доходы, получаемые физическими лицами в виде дивидендов по акциям, а также доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе), облагаются налогом по ставке 15% при их выплате. Доходы от реализации принадлежащих физическому лицу акций к таким не относятся, а расцениваются доходами, полученными от реализации имущества. Поэтому дополнение второго абзаца четвертой части подп.7.10 Инструкции детализирует порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных от реализации принадлежащих ему акций юридическому и физическому лицу. Юридические лица, являющиеся источниками выплаты дохода, исчисляют подоходный налог по ставкам п.14 Инструкции. Аналогичные ставки применяются и при исчислении налога физическому лицу налоговым органом, в порядке, установленном в главе 16 Инструкции.

Иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, в соответствии с Законом не представляют декларацию о совокупном годовом доходе, и подоходный налог с полученных ими доходов перерасчету не подлежит. Для такой категории граждан, получивших авторское вознаграждение, доходы от сдачи в аренду, наем имущества, в том числе жилых (нежилых) помещений, доходы от возмездного отчуждения имущества, облагаемый доход определяется без учета требований нормативного правового акта, устанавливающего состав, размеры и порядок исключения расходов из указанных доходов. Об этом сказано в дополнении п.36 Инструкции.

Дополнение частей 2--4 п.74 Инструкции изменяет прежний порядок уплаты подоходного налога физическим лицом в случаях, когда источником выплаты дохода налог не был удержан с физического лица по причине расторжения трудового договора, прекращения гражданско-правового договора, отказа физическим лицом внести причитающуюся сумму налога в кассу при получении дохода в натуральной форме или по иным причинам. Суть их сводится к тому, что при получении налоговым органом сообщения источника выплаты дохода о приведенных случаях подоходный налог уплачивается в 30-дневный срок только на основании вручаемого налоговым органом платежного извещения без представления декларации. Кроме того, после уплаты физическим лицом налога инспекция направляет об этом сообщение источнику выплаты дохода.

Дополнение п.10 Инструкции детализирует порядок зачета засчитываемых сумм подоходного налога, уплаченных физическим лицом с доходов, полученных за границей. Величина для зачета сумм налога, уплаченного за границей, определяется с учетом доли участия доходов, полученных за границей или из-за границы в совокупном годовом доходе. На приведенном в данном пункте примере разъяснен механизм перерасчета подоходного налога.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений