Юридическим лицам
24.09.2002 13 мин на чтение
мин
КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Мин. финансов, Мин. экономики и Мин. по налогам и сборам Республики Беларусь N 114/199/83 от 2002-08-19 г.
"Об утверждении Инструкции о порядке определения сумм превышения налогов при проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства и отражения высвободившихся сумм налогов в бухгалтерском учете"
"Об утверждении Инструкции о порядке определения сумм превышения налогов при проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства и отражения высвободившихся сумм налогов в бухгалтерском учете"
Со второго квартала т.г. в соответствии с Указом Президента от 2.04.2002 г. N 172 в республике проводится эксперимент по стимулированию развития промышленного производства. Флагманам белорусской экономики (перечень предприятий определен постановлением Совмина от 2002-05-24 г. N 672) предоставлено право высвобождаемые в 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. суммы по трем видам налогов -- НДС, на прибыль и по отчислениям в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налогу с пользователей автомобильных дорог (единый платеж) -- не вносить в бюджет, а использовать их по целевому назначению. Согласно Указу эти суммы приравниваются к источникам собственных средств. Но порядок их расчета до сих пор отсутствовал. Этот пробел и ликвидирует публикуемая Инструкция. Механизм отражения в бухучете использования создаваемого источника разработан таким образом, чтобы участники эксперимента смогли в максимальной степени реализовать предоставляемые им преимущества.
Суммы названных налогов, высвобождаемые в 2002 г. от уплаты в бюджет, рассчитываются исходя из следующих показателей:
сумм соответствующих налогов, уплаченных в бюджет в 2001 г., скорректированных с учетом изменений налогового законодательства в текущем году по сравнению с прошлым;
величины прогнозного индекса цен производителей промышленной продукции на 2002 г. -- 127%;
установленного каждому участнику эксперимента соответствующим органом госуправления индивидуального задания по росту объема производства продукции. Значение этого задания должно быть не ниже целевого показателя прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совмина от 3.04.2002 г. N 415. Приведем далее конкретные примеры.
Расчет высвобождаемых сумм НДС
Здесь имеются следующие особенности:
налог на добавленную стоимость принимается в расчет в сумме, подлежащей уплате в бюджет согласно налоговой декларации (строка 23 формы декларации, действовавшей до 1.08.2002 г., строка 22 -- с 1 августа). При этом указанная сумма не увеличивается на НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
с апреля по июль 2002 г. превышение рассчитывается помесячно. Начиная с августа 2002 г. в расчет принимаются суммы НДС, исчисленные нарастающим итогом (август, август -- сентябрь, август -- октябрь и т.д.).
При этом суммы налога, подлежавшие уплате в 2001 г., начиная с 1 августа 2002 г. следует привести к условиям, действующим в т. г., -- пересчитать нарастающим итогом по новой форме налоговой декларации;
уплаченный в апреле -- декабре 2001 г. налог увеличивается на размер налоговых кредитов по НДС, которыми организация пользовалась в 2001 г., если срок их предоставления не распространяется на соответствующий период 2002 г.; а также на сумму НДС, высвобожденную в 2001 г. от уплаты в бюджет в соответствии с Указом Президента от 2001-06-13 г. N 315 "О проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства".
ПРИМЕР 1
Расчет суммы превышения НДС за июнь 2002 г.
=====================================================================
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
1. Сумма налога на добавленную стоимость,
подлежавшая уплате за июнь 2001г. 350 млн. руб.
подлежавшая уплате за июнь 2001г. 350 млн. руб.
2. Величина прогнозного индекса цен
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
3. Установленное организации индивидуальное
задание по росту объема производства продукции 108%
задание по росту объема производства продукции 108%
4. Скорректированная сумма налога на
добавленную стоимость, подлежавшего
уплате за июнь 2002г. (350х127%х108%) 480 млн. руб.
добавленную стоимость, подлежавшего
уплате за июнь 2002г. (350х127%х108%) 480 млн. руб.
5. Сумма налога на добавленную стоимость,
подлежащая уплате за июнь 2002г. 520 млн. руб.
подлежащая уплате за июнь 2002г. 520 млн. руб.
6. Сумма превышения налога на добавленную
стоимость, высвобождаемая от уплаты в
бюджет на июнь 2002 года (520-480) 40 млн. руб.
стоимость, высвобождаемая от уплаты в
бюджет на июнь 2002 года (520-480) 40 млн. руб.
============================================================
ПРИМЕР 2
Расчет суммы превышения НДС за август -- сентябрь 2002 г.
=====================================================================
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
1. Сумма налога на добавленную стоимость,
подлежавшая уплате за август -- сентябрь 2001г. 750 млн. руб.
подлежавшая уплате за август -- сентябрь 2001г. 750 млн. руб.
2. Сумма налога на добавленную стоимость,
высвобожденная по расчетам за август и
сентябрь 2001г. от уплаты в бюджет в
соответствии с Указом N 315 70 млн. руб.
высвобожденная по расчетам за август и
сентябрь 2001г. от уплаты в бюджет в
соответствии с Указом N 315 70 млн. руб.
3. Величина прогнозного индекса цен
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
4. Установленное организации индивидуальное
задание по росту объема производства продукции 108%
задание по росту объема производства продукции 108%
5. Скорректированная сумма налога на
добавленную стоимость, подлежавшего уплате
за август -- сентябрь 2002г. (750+70)х127%х108%) 1125,7 млн. руб.
добавленную стоимость, подлежавшего уплате
за август -- сентябрь 2002г. (750+70)х127%х108%) 1125,7 млн. руб.
6. НДС, подлежащий уплате за
август -- сентябрь 2002г. 1250 млн. руб.
август -- сентябрь 2002г. 1250 млн. руб.
7. Сумма превышения налога на добавленную
стоимость, высвобождаемая от уплаты в
бюджет за август -- сентябрь
2002 года (1250-1124,7) 125,3 млн. руб.
стоимость, высвобождаемая от уплаты в
бюджет за август -- сентябрь
2002 года (1250-1124,7) 125,3 млн. руб.
============================================================
Если при составлении расчетов за август -- октябрь и последующие месяцы (нарастающим итогом) превышение будет равно нулю или отрицательным, то ранее высвобожденные от уплаты в бюджет суммы НДС в соответствии с п.2.3 Указа N 172 остаются в распоряжении организации. Это же правило действует и по двум другим платежам.
Расчет высвобождаемых сумм налога на прибыль
Налог на прибыль, уплаченный в 2001 г., последовательно подлежит следующим корректировкам:
сумма увеличивается на размер льгот, использованных в 2001 г., в т.ч. налоговых кредитов, если их действие не распространяется на 2002 г. К указанным льготам относятся также суммы налога на прибыль, высвобожденные в соответствующем периоде 2001 г. от уплаты в бюджет согласно с Указу N 315;
к уточненной таким образом величине налога на прибыль применяется понижающий коэффициент 0,8 (24/30). Он рассчитывается исходя из изменения налоговой ставки в 2002 г. (24%) по сравнению с 2001 г. (30%).
Превышение, как и налог на прибыль, определяется нарастающим итогом.
ПРИМЕР 3
Расчет суммы превышения налога на прибыль за апрель -- май 2002 г.
=====================================================================
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
1. Сумма налога на прибыль, подлежавшая
уплате за апрель -- май 2001г. 750 млн. руб.
уплате за апрель -- май 2001г. 750 млн. руб.
2. Сумма налога на прибыль, высвобождаемая от
уплаты в бюджет по расчету за апрель -- май
2001 года в соответствии с Указом N 315 80 млн. руб.
уплаты в бюджет по расчету за апрель -- май
2001 года в соответствии с Указом N 315 80 млн. руб.
3. Величина прогнозного индекса цен
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
4. Установленное организации индивидуальное
задание по росту объема производства продукции 108%
задание по росту объема производства продукции 108%
5. Скорректированная сумма налога на прибыль,
подлежавшая оплате за апрель -- май
2001 года (750+80)х0,8х127%х108%) 910,7 млн. руб.
подлежавшая оплате за апрель -- май
2001 года (750+80)х0,8х127%х108%) 910,7 млн. руб.
6. Сумма налога на прибыль, подлежащая
уплате за апрель -- май 2002 года 1000 млн. руб.
уплате за апрель -- май 2002 года 1000 млн. руб.
7. Сумма превышения налога на прибыль,
высвобождаемая от уплаты в бюджет за
апрель -- май 2002 года (1000-910,7) 89,3 млн. руб.
высвобождаемая от уплаты в бюджет за
апрель -- май 2002 года (1000-910,7) 89,3 млн. руб.
============================================================
Расчет высвобождаемых сумм республиканского единого платежа
Высвобождение республиканского единого платежа определяется по-иному. Сумма, подлежавшая уплате за соответствующий период 2001 г., не используется. Вместо нее принимается в расчет единый республиканский платеж, заново исчисляемой исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной за соответствующий период 2001 г. по ставке 2% нарастающим итогом, т.е. в соответствии с условиями налогообложения, установленными в т.г.
Полученная величина увеличивается на сумму единого республиканского платежа, высвобожденную от уплаты в бюджет за соответствующий период 2001 г. в связи с применением норм Указа N 315 и предоставленными организации в 2001 г. налоговыми кредитами, действие которых не распространяется на 2002 г.
ПРИМЕР 4
Расчет суммы превышения республиканского единого платежа за апрель -- май 2002 г.
=====================================================================
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
Наименование показателя Величина показателя
---------------------------------------------------------------------
1. Выручка от реализации продукции (работ,
услуг) за апрель -- май 2001 года 19000 млн. руб.
услуг) за апрель -- май 2001 года 19000 млн. руб.
2. Ставка единого республиканского платежа 2%
3. Сумма единого республиканского платежа
за апрель -- май 2001 года в условиях
налогообложения, действующих
в 2002 году: 19000х2% 3800 млн. руб.
за апрель -- май 2001 года в условиях
налогообложения, действующих
в 2002 году: 19000х2% 3800 млн. руб.
4. Сумма единого республиканского платежа,
высвобожденная по расчету за апрель -- май
2001 года от уплаты в бюджет в
соответствии с Указом N 315 200 млн. руб.
высвобожденная по расчету за апрель -- май
2001 года от уплаты в бюджет в
соответствии с Указом N 315 200 млн. руб.
5. Величина прогнозного индекса цен
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
производителей промышленной продукции на 2002г. 127%
6. Установленное организации индивидуальное
задание по росту объема производства продукции 108%
задание по росту объема производства продукции 108%
7. Сумма единого республиканского платежа,
подлежавшая уплате за апрель -- май 2001 года,
скорректированная и приведенная к условиям
налогообложения 2002 года (3800+200)х1,27х1,08) 5486,4 млн. руб.
подлежавшая уплате за апрель -- май 2001 года,
скорректированная и приведенная к условиям
налогообложения 2002 года (3800+200)х1,27х1,08) 5486,4 млн. руб.
8. Сумма единого республиканского платежа,
подлежащая уплате за апрель -- май 2002 года 5900 млн. руб.
подлежащая уплате за апрель -- май 2002 года 5900 млн. руб.
9. Сумма превышения единого республиканского
платежа, высвобождаемая от уплаты в
бюджет: (5900-5486,4) 413,6 млн. руб.
платежа, высвобождаемая от уплаты в
бюджет: (5900-5486,4) 413,6 млн. руб.
============================================================
В учете рассчитанные суммы отражаются по дебету сч.68 и кредиту сч.96.
По мере их целевого использования в учете дебетуется сч.96 и кредитуется сч.88.