Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Юридическим лицам
19.07.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Кабинета Министров Республики Беларусь N 492 от 26.07.1996 г.

"О вопросах взимания налогов на доходы и прибыль"

"О вопросах взимания налогов на доходы и прибыль"

Законом "О налогах на доходы и прибыль" установлено, что доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство, получаемые из источников в Беларуси, облагаются по ставке 15%. Закон перечисляет виды доходов, подлежащих налогообложению, среди них -- и "другие доходы".

Перечень доходов иностранных юридических лиц, подлежащих налогообложению в качестве "других доходов" (далее -- Перечень), определен постановлением Кабинета Министров от 26.07.96 г. N 492, в которое впервые постановлением Совмина от 2002-07-26 г. N 855 вносятся коррективы.

Изменения и дополнения в Перечень вступают в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования постановления.

Рассмотрим наиболее существенные новшества.

Так, доход от реализации на территории РБ ввозимых из-за ее пределов товаров на условиях договоров торгового посредничества, комиссии (консигнации) рассматривается сейчас как доход от реализации товаров на условиях договоров торгового посредничества, комиссии (консигнации).

При налогообложении данного вида дохода учитываются положения названного Закона, согласно которому юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность на территории РБ по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг в соответствии с условиями договора поручения, комиссии или аналогичных договоров в интересах и в пользу иностранного юридического лица, рассматривается для налоговых целей в качестве постоянного представительства иностранного юридического лица, расположенного на территории Беларуси.

Доход нерезидента до внесения изменений в Перечень (с учетом положений нормативных документов по вопросам уплаты налога по "другим доходам") облагался налогом в случае реализации на территории и с территории республики ввезенного по договорам комиссии из-за пределов Беларуси товара. С учетом коррективов в документе подлежит налогообложению доход нерезидента, полученный по договорам торгового посредничества, в случае реализации товара как на территории, так за ее пределы и за пределами республики. Доходы от реализации в интересах нерезидента на территории РБ и за пределы республики товара, приобретенного в Беларуси, облагаются как полученные через постоянное представительство.

Доход от информационных услуг в новой редакции определен как доход за оказание консультационных, научно-технических услуг, работ инженерного, исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического, инновационного характера, услуг по подготовке технико-экономических обоснований проектов, за исключением услуг по сертификации продукции, производимой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями РБ.

Отметим существенное изменение, внесенное с целью защиты интересов отечественного производителя и облегчения его выхода на мировой рынок. Так, одним из условий для реализации за рубежом некоторых видов продукции, произведенной в РБ, является наличие соответствующих сертификатов. Доход нерезидента в виде платы за сертификат не подлежал налогообложению и в соответствии со старой редакцией Перечня. Однако для получения сертификата продукция должна пройти проверку качества. Такие виды услуг на платной основе оказывают организации (институты), на это уполномоченные. Эти услуги в соответствии со старой редакцией Перечня, относились к информационным, и доходы нерезидента от их оказания подлежали налогообложению в РБ. Нормы международных налоговых соглашений зачастую давали право не облагать данный вид дохода в РБ при условии соблюдения соответствующего порядка освобождения. После вступления в силу новой редакции Перечня данный вид дохода не подлежит налогообложению в соответствии с нормами внутреннего законодательства.

Доход за консультации и услуги, необходимые для установки и эксплуатации линий, механизмов и приспособлений (с оговоркой о том, что доходы получаемые за оказание услуг по установке, монтажу, консультациям, являющимся неотъемлемым условием внешнеторгового договора по поставкам оборудования, не подлежат налогообложению на территории РБ), сейчас рассматривается как доход за консультации и услуги по установке, наладке, обследованию, измерению, тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, за исключением доходов, получаемых за обучение, проведение консультаций и оказание услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию, которые являются неотъемлемым условием внешнеторгового договора на приобретение линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений.

В случае возникновения данного вида дохода, если такие услуги оказываются нерезидентом в течение продолжительного периода времени или коротких временных отрезков, но в интересах различных резидентов республики, или существует определенная периодичность оказания таких услуг иностранным юридическим лицом (к примеру, раз в год на протяжении двух и более лет), то данный вид деятельности может быть расценен как деятельность иностранной компании через постоянное представительство на территории Беларуси и доход от нее облагается в соответствии с налоговым законодательством республики.

Доход за обучение, проведение консультаций и оказание услуг по установке, наладке, обследованию, измерению и тестированию в рамках внешнеторгового договора на приобретение линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений и сооружений налогом на доходы в РБ не облагается. Под внешнеторговыми договорами понимаются договора, связанные с продажей товаров в РБ, а также товарообменные договора, по условиям которых белорусское юридическое лицо становится собственником товаров до пересечения ими Государственной границы Беларуси.

Перечень дополнен новым видом дохода иностранного юридического лица, подлежащего налогообложению в РБ, за консультации и услуги по установке и обслуживанию нематериальных активов, в том числе по установке и обслуживанию при эксплуатации компьютерных программ и баз данных.

Налогообложение доходов за оказание услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также по сопровождению и охране грузов со вступлением в силу новой редакции Перечня существенно не изменилось. Такие доходы нерезидентов и ранее подлежали налогообложению в соответствии с законодательством Беларуси. Перечень дополнен доходом за оказание услуг по хранению имущества, который, независимо от места оказания услуг, подлежит налогообложению в РБ.

Кроме доходов от проведения концертно-зрелищных мероприятий, с учетом внесенных в Перечень дополнений будут также облагаться и доходы от их организации.

Доход за поручительство и гарантии подразумевает плату иностранному юридическому лицу непосредственно за оформление гарантий или за оказание услуг поручительства по выполнению резидентом РБ каких-либо обязательств перед третьим лицом.

Согласно Перечню подлежат налогообложению доходы иностранных юридических лиц за оказание услуг связи, к которым в числе прочих относятся ставшие популярными услуги по доступу в Интернет, а также услуги роуминга.

Обложение дохода за оказание услуг по рекламе также не является новым, так как до внесения изменений в Перечень он подлежал налогообложению в качестве дохода за оказание информационных услуг. Сейчас в отношении данного вида дохода сделана оговорка о том, что доходы, выплачиваемые иностранным юридическим лицам за участие юридических лиц РБ в выставках и ярмарках за рубежом, не облагаются в РБ. Под доходом за участие в выставках и ярмарках понимается не только сама плата в качестве регистрационного сбора, но и все, предусмотренные договором, сопутствующие платежи, необходимые для участия в таких мероприятиях: плата за аренду выставочных площадей и оборудования, за услуги связи, рекламу и др.

Обратим внимание, что при рассмотрении вопросов налогообложения доходов иностранных юридических лиц от оказания услуг следует руководствоваться положениями международных договоров, нормы которых являются приоритетными. То есть если ими предусмотрено иное, то применяются правила, установленные международными договорами.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений