Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 2003-03-28г. N 24

"О разъяснении порядка определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь"
"О разъяснении порядка определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь"

Поскольку действующие в республике принципы определения страны происхождения товаров основаны на существующей международной практике, то с ее изменением приходится корректировать и национальные правила. Именно это явилось причиной разработки и утверждения публикуемого постановления. Им приведен с соответствие с новыми подходами ранее действовавший нормативный правовой акт ГТК -- приказ от 5.10.98г. N 354-ОД "Об утверждении Положения о порядке определения страны происхождения и предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь".

Основные отличия между старым приказом и новым постановлением заключаются в следующем:

-- упростился и сократился текст, но не в ущерб содержанию;

-- отсутствует понятие "тарифная преференция" в отношении товаров, происходящих из государств -- участников СНГ;

-- в постановлении не упоминаются развивающиеся и наименее развитые страны.

Упрощение и сокращение текста обусловлены тем, что в основу Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств СНГ от 2000-11-30г. и ратифицированных Республикой Беларусь летом прошлого года, были положены предложения Гостаможни и МИДа нашей страны. Названные Правила достаточно полно и подробно описывают сертификат о происхождении товара формы СТ-1, применяемый в международной торговле между государствами -- участниками СНГ, порядок заполнения граф и условия выдачи данного сертификата.

Уместно будет напомнить, что ранее действовавшие (от 1993г.) Правила декларировали три критерия достаточной переработки. Эти критерии выражались:

* изменением товарной позиции ТН ВЭД на уровне первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки товара;

* правилом адвалорной доли, заключающимся в достижении стоимости использованных материалов или добавленной стоимости фиксированной величины;

* выполнением производственных или технологических операций, достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Два последних критерия на самом деле были нерабочими, поскольку величина адвалорной доли не была зафиксирована и не определен перечень проводимых над товаром операций.

Действующие Правила (от 2000г.) устранили данный пробел, а также некоторые спорные вопросы, невольно возникавшие между государствами СНГ, являющимися основными торговыми партнерами Беларуси.

Прежние Правила определения страны происхождения товаров являлись неотъемлемой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли от 1994г. и определяли в том числе порядок предоставления тарифных преференций (тарифных предпочтений). Одним из необходимых условий для товара, происходящего из одного из государств СНГ, было требование по заключению сделки между резидентами данных стран. Это приводило к абсурдной ситуации: товар, происходящий из государства СНГ (полностью или подвергнутый достаточной переработке) автоматически утрачивал свое происхождение, если его поставку осуществлял нерезидент. Возникал естественный вопрос: где же "родина" этого товара?

Действующие Правила определения страны происхождения товаров четко регулируют: товар пользуется режимом свободной торговли, введенным Соглашением о создании свободной торговли от 1994г., если он соответствует критериям происхождения, применяемым в СНГ, экспортируется на основании внешнеторговой сделки между резидентами стран СНГ и ввозится с таможенной территории одного из государств Содружества на таможенную территорию другого.

Несколько слов о развивающихся и наименее развитых странах.

Основным национальным правовым актом, устанавливающим порядок формирования и применения такого инструмента торговой политики, как таможенная пошлина, является Закон от 5.12.97г. N 98-3 "О Таможенном тарифе". Им определено, что тарифные преференции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, устанавливаются главой государства и названным Законом. Ранее такие преференции могло определять правительство (постановление Совмина от 10.02.97г. N 72 "Таможенный тариф Республики Беларусь"). При изменении ставок таможенных пошлин, применяемых к ввозимым на таможенную территорию республики товарам, были учтены нормы Закона, в связи с чем 2003-04-18г. главой государства был подписан Декрет N 14 "Об установлении тарифных преференций".