Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №38 (2535) от 27.05.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5432
EUR:
2.6454
RUB:
4.1545
Золото:
150.87
Серебро:
1.79
Платина:
77.11
Палладий:
163.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОММЕНТАРИЙ к Постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь N 49 от 9.06.2003г.

"О применении временных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении автотранспортных средств"
"О применении временных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении автотранспортных средств"

Постановлением Совета Министров от 2003-03-26г. N 406 "О введении временных ставок ввозных таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары" сроком на 9 месяцев были введены ставки ввозных таможенных пошлин на автотранспортные средства, ввозимые на таможенную территорию страны в качестве товара.

Постановление затронуло следующие категории транспортных средств: тракторы, автобусы, грузовые аварийные автомобили и полуприцепы. Более подробное их описание с указанием конкретных позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, к которым они относятся, содержится в приложении к постановлению N 406.

Принятие данного постановления было пролоббировано Министерством промышленности с целью поддержки отечественных производителей автотранспортных средств. Дело в том, что размеры временных пошлин, введенных постановлением N 406, настолько превышают те, что предусмотрены в постановлении Совмина от 2002-06-28г. N 865 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин", что при "растаможке" транспортных средств, на которые распространяет свое действие 406-е постановление, суммы таможенных платежей, подлежащих уплате, зачастую превышают рыночную стоимость самого объекта. В связи с этим, поскольку предприятиям ввозить такие машины невыгодно, их ввоз практически не осуществлялся. По крайней мере, за весь период действия 406-го постановления (с 4 мая 2003г.) зафиксировано лишь два случая такого ввоза.

Однако, тем, кто до 1 сентября 2001г. временно ввез автотранспортные средства, предназначенные для работы на международных перевозках грузов и пассажиров, в случае изменения этого таможенного режима на режим выпуска для свободного обращения, равно как и лицам, имеющим право на продление таможенного режима временного ввоза транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию до 26 марта 2003г., можно не волноваться -- пунктом 2 постановления N 406 предусмотрено, что в этих ситуациях применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные постановлением N 865, т.е. в 2--10 раз меньшие.

В целях реализации этого нормативного предписания было принято постановление ГТК от 9.06.2003г. N 49 "О применении временных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении автотранспортных средств", установившее, что при изменении таможенного режима временного ввоза в отношении автотранспортных средств, упомянутых в постановлении N 406, на режим выпуска для свободного обращения применение ставок таможенных пошлин, предусмотренных постановлением N 865 возможно при следующих условиях:

данные товары ввезены на таможенную территорию республики до 1 сентября 2001г.;

они предназначены для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров;

до помещения под таможенный режим выпуска для свободного обращения находились под таможенным режимом временного ввоза. При этом то обстоятельство, что до помещения под режим временного ввоза такие товары могли быть помещены на склад временного хранения либо под иные режимы, в соответствии с которыми они находились под таможенным контролем, не исключает возможности изменения таможенного режима при соблюдении условия о ввозе товара до 1 сентября 2001г.;

такие товары должны быть заявлены таможенному органу в таможенном режиме выпуска для свободного обращения до окончания срока временного ввоза либо, если данные товары до окончания этого срока были помещены на склад временного хранения, -- по окончании срока временного ввоза, но до истечения срока временного хранения.

В случае несоблюдения какого-либо из упомянутых выше условий, при изменении таможенного режима временного ввоза на режим выпуска для свободного обращения применяются "повышенные" ставки ввозных таможенных пошлин, установленные постановлением N 406.

При вышеупомянутом изменении таможенного режима таможенное оформление в режиме выпуска для свободного обращения производится при представлении заявителем:

товаросопроводительных документов и (или) разрешений на перевозку товаров под таможенным контролем от пункта ввоза до таможни назначения. В случае отсутствия таких документов заявителем представляется таможенное разрешение на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза, либо иной таможенный режим, в соответствии с которым они находились под таможенным контролем, либо документы, подтверждающие нахождение товаров на складе временного хранения;

документов, подтверждающих предназначение автотранспортных средств для осуществления международных перевозок грузов и пассажиров;

иных документов, представление которых в соответствии с законодательством является обязательным.

В отношении автотранспортных средств, на которые распространяется действие Указа Президента от 13.11.1997г. N 587 "О лизинге", льгота по налогам и таможенным платежам, предоставляемая при изменении таможенного режима временного ввоза на таможенный режим выпуска для свободного обращения, также будет предоставляться исходя из ставок ввозных таможенных пошлин, установленных постановлением N 865, без учета временных ставок ввозных таможенных пошлин, установленных постановлением N 406.

Постановление N 49 введено в действие с 4 мая 2003г. -- дня вступления в силу постановления Совмина N 406.

Итак, как показала практика, 406-е постановление практически не применяется и, более того, ставит наших субъектов хозяйствования в невыгодное положение, вынуждая их покупать автотранспортные средства только отечественного производства. Видимо, проанализировав негативные аспекты его применения, а возможно, и по каким-то другим причинам, был разработан проект постановления о его отмене. Данный проект уже рассмотрен Министерством юстиции и направлен правительству, что, несомненно, является приятной новостью для субъектов хозяйствования. Ввоз автотранспортных средств с целью их постоянного размещения на территории республики для них актуален.