Юридическим лицам
15.11.2002 20 мин на чтение
мин
КОММЕНТАРИЙ к Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь N 185 от 2002-09-24 г.
"О внесении изменений и дополнений в Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. NN 116"
"О внесении изменений и дополнений в Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. NN 116"
Постановлением правления Нацбанка от 2002-09-24 г. N 185 (далее -- постановление N 185) внесены очередные изменения и дополнения в Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита, утв. постановлением правления Нацбанка от 2001-05-24 г. N 116 (далее -- Правила).
1. С учетом п.1.2 Декрета Президента от 6.08.2002 г. N 19 "О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты" в п.6 Правил внесено условие о необходимости включения в сумму выдаваемого банком кредита на выплату зарплаты сумм подоходного налога и платежей в Фонд соцзащиты в эквивалентом размере. Следует напомнить, что данным Декретом установлена административная ответственность должностных лиц банков за несоблюдение вышеуказанных требований. Согласно п.1.5 Декрета предоставление банками юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям кредитов для выплаты зарплаты с нарушением требований, изложенных в подпункте 1.2 Декрета, влечет наложение штрафа на должностных лиц банков в размере до 10 базовых величин.
2. Пунктом 1.3 постановления N 185 предусмотрена возможность выдачи физическим лицам кредитов на цели, связанные с приобретением транспортных средств (п.8 Правил в новой редакции). При этом, как и в случаях кредитования приобретения недвижимости и ремонта жилых помещений, кредиты на приобретение транспортных средств могут предоставляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте с последующей ее продажей на торгах ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" или на внебиржевом рынке (п.9 Правил). При этом в обязательном порядке полученные от продажи иностранной валюты белорусские рубли направляются в безналичном порядке непосредственно на цели, предусмотренные кредитным договором без зачисления их на счет кредитополучателя. Задолженность перед банком по кредиту в рассматриваемом случае фиксируется в инвалюте, в которой был выдан кредит, проценты также начисляются в валюте. При достаточной устойчивости курса и высоких процентных ставках по кредитам в белорусских рублях кредиты физическим лицам в иностранной валюте могут стать более дешевым источником для финансирования не только строительства (покупки) недвижимости, но также и для ее ремонта и приобретения транспортных средств.
Как и иные кредиты на потребительские нужды, рассматриваемые кредиты на приобретение транспортных средств (в том числе и в иностранной валюте) предоставляются на сроки, установленные локальными нормативными правовыми актами банка, т.е. сроки определяются самостоятельно банком и могут быть весьма длительными в зависимости от ресурсных возможностей банка.
3. В п.1.5 постановления N 189 введен запрет на осуществление за счет кредита авансовых и (или) предварительных платежей в иностранной валюте на счета нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах. Предусмотренная ранее Порядком осуществления авансовых платежей в иностранной валюте (письмо Национального банка РБ от 14.01.97 г. N 833) аналогичная норма не распространялась на платежи при выдаче банковского кредита. Теперь же при выдаче кредита данный запрет тоже следует учитывать.
4. Пунктом 1.6 постановления N 189 предусмотрено специальное правило об исчислении максимального срока, на который может быть выдан кредит. Так, краткосрочные кредиты снабженческим организациям агропромышленного комплекса Минсельхозпрода на приобретение сельхозтехники и средств защиты растений для безвозмездной их передачи сельскохозяйственным предприятиям по решению местных органов управления могут предоставляться на сроки в пределах плановых периодов формирования источников погашения данных кредитов.
5. Постановлением N 189 детализирован порядок предоставления кредитов физическим лицам, а также контроля банков за погашением таких кредитов.
Во-первых, в случае выдачи кредитов физическим лицам на потребительские нужды (в том числе и на приобретение транспортных средств) под залог принадлежащего им или третьим лицам имущества банки должны проверять наличие заложенного имущества и условия его хранения у залогодателя только до заключения кредитного договора. Осуществлять регулярные проверки у физических лиц сохранности и наличия заложенного имущества в течение всего периода кредитования банкам не обязательно (п.17 Правил). Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что, как правило, риски банка при выдаче кредита на потребительские нужды нивелируются большим количеством поручителей, а с другой, контроль за движением имущества физических лиц практически осуществлять банку сложно.
Во-вторых, путем изменения п.25 Правил предусмотрена возможность использования при кредитовании физических лиц такого способа обеспечения обязательств, как гарантийный депозит денег (предусмотрен ст.149 Банковского кодекса) (далее -- БК). По гарантийному депозиту денег кредитополучатель (в рассматриваемом случае физическое лицо) передает для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору банку -- кредитодателю денежные средства в белорусских рублях либо иностранной валюте, находящиеся на счетах кредитополучателя. Очевидно, что экономически целесообразной может быть передача в гарантийный депозит денежных средств (например, денежных средств, находящихся во вкладе по договору срочного банковского вклада) в иной валюте, чем валюта получаемого кредита. При этом выгода кредитополучателя скрывается в разнице процентных ставок по рублевым и валютным средствам. Например, с помощью механизма гарантийного депозита физическое лицо может получить валютный кредит на вышеуказанные цели (например, на приобретение транспортных средств) под приемлемые проценты с одновременным размещением рублевого вклада под более высокие ставки. В результате при небольшом движении курса иностранной валюты к белорусскому рублю физическое лицо может еще получать доходы в размере разницы между ставкой валютного кредита и рублевого вклада.
В соответствии со ст.149 БК Нацбанк в п.25 Правил предусмотрел возможность банка списать мемориальным ордером со счетов физического лица суммы кредита, но только если такой порядок предусмотрен условиями кредитного договора. Одновременно с этим в нормативном порядке Нацбанк разрешил погашение физическим лицом основного долга и процентов по кредиту как иностранной валютой, так и белорусскими рублями. Представляется, что в этом случае условиями кредитного договора физическое лицо не может быть лишено права использовать по своему усмотрению для погашения кредита иностранную валюту или белорусские рубли.
6. В постановлении N 189 очевидно стремление Нацбанка путем внесения изменений в Правила предоставить банкам как можно больше вариантов для работы с неплатежеспособными кредитополучателями с целью вывода их из кризиса, реструктуризации и погашения уже имеющихся у них долгов по кредитам.
Во-первых, раньше в соответствии с п.20 Правил при наличии у кредитополучателя просроченной задолженности по кредитам, отнесенной на счета по учету просроченной и сомнительной задолженности, кредитование могло осуществляться при разработке мероприятий по улучшению деятельности кредитополучателя и погашению просроченных кредитов, утвержденных только министерством или другим республиканским органом госуправления. Теперь же предприятия негосударственной формы собственности, а также иные предприятия, неподведомственные республиканским органам государственного управления и не входящие в состав объединений, подчиненных правительству РБ, также могут получать кредиты при наличии просроченной задолженности при условии разработки вышеуказанных мероприятий и утверждения их уполномоченным органом управления юридического лица-кредитополучателя. Под уполномоченным органом управления кредитополучателя в данной ситуации необходимо понимать, на наш взгляд, собрание учредителей, совет директоров, правление, а также директора заемщика. Главным критерием при этом является наличие полномочий у того или иного органа -- кредитополучателя согласно уставу на принятие решений, связанных с планированием деятельности предприятия.
Во-вторых, предусмотренный п.41 Правил срок предоставления банком рассрочки погашения кредита как одного из возможных мероприятий по оздоровлению деятельности кредитополучателя может достигать 5 лет (ранее -- в пределах 12 месяцев). При этом предельный срок рассрочки погашения может быть установлен банком не произвольно, а должен соответствовать сроку, определенному в мероприятиях по оздоровлению деятельности кредитополучателя, утвержденных одним из органов, определенных п.20 Правил в новой редакции.
В-третьих, после внесения изменений в п.41 Правил принимать решение о применении какой-либо из мер по оздоровлению кредитополучателя, предусмотренной данным пунктом, может не только совет директоров (наблюдательный совет) или правление, но иной орган управления банка -- кредитодателя. На наш взгляд, подобная формулировка допускает возможность принятия вышеуказанных решений не только предусмотренным уставом банка коллегиальным органом управления, но также и единолично (например, председателем правления, директором). Иные структуры банка (например, кредитный комитет, кредитный совет, образованные в соответствии с локальными актами банка) не могут рассматриваться в данном случае в качестве уполномоченного органа управления банка, и их решения все равно должны утверждаться одним из вышеуказанных уполномоченных органов. Напомним, что согласно п.41 Правил любое принятое решение о применении какой-либо из мер по оздоровлению кредитополучателя оформляется соглашением сторон (между кредитодателем и кредитополучателем).
7. Отныне в п.26 Правил прямо указано на возможность применения в кредитных операциях банков с кредитополучателями такого механизма, как возложение исполнения обязательств на третье лицо. Данный механизм, предусмотренный ст.294 ГК, принципиально отличается от часто используемого в практике перевода долга на третье лицо. Как в первом, так и во втором случае исполнять обязательства перед банком по кредитному договору после применения одного из механизмов будет уже иное лицо, нежели кредитополучатель. Однако, если в случае перевода долга кредитополучателем на третье лицо происходит смена кредитополучателя (возникает новый должник), то при возложении исполнения обязательств по кредитному договору на третье лицо обязанным лицом перед банком все равно остается кредитополучатель. Исходя из этого, банк -- кредитодатель не должен давать согласие на исполнения обязательств третьим лицом (как при переводе долга), а также не должен проверять кредитоспособность третьего лица, на которое возлагается погашение кредита кредитополучателем. Банк просто получает платеж (получает исполнение) от третьего лица, при этом в силу ст.294 ГК он обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Такое исполнение прекращает обязательства кредитополучателя в соответствующей сумме. Для возложения исполнения обязательств на третье лицо достаточно письма кредитополучателя его должнику о необходимости исполнения обязательств перед банком в счет исполнения обязательств перед кредитополучателем.
8. Пунктами 1.13, 1.14, 1.15 постановления N 189 исключена обязанность банка по осуществлению контроля за соответствием задолженности по кредиту размеру материального обеспечения по предоставляемым кредитополучателем документам. Исходя из этого, непосредственно на основе Правил банки утратили право досрочно взыскивать с кредитополучателей суммы выявленного недостатка материального обеспечения. Однако, на наш взгляд, исходя из ч.2 ст.145 БК подобное право банка на досрочное взыскание сумм кредита может быть установлено условиями кредитного договора. Для этого при необходимости в кредитном договоре предусматривается обязанность представлять в банк документы, подтверждающие наличие и количество материального обеспечения выданного кредита, а также право банка на досрочное взыскание кредита в соответствующей части при неисполнении кредитополучателем данной обязанности.
9. Новшеством законодательства является установление в гл.5 Правил правого режима использования кредитных пластиковых карточек. Согласно п.1.8 Правил осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек, утв. постановлением правления Нацбанка от 2001-03-29 г. N 65, с изменениями и дополнениями, кредитная карточка -- карточка, операции с использованием которой производятся за счет кредита, предоставляемого банком клиенту. Не следует путать выдаваемые карточные кредиты с использованием механизма овердрафта (наличия минусового остатка по карт-счету) при использовании дебетной банковской карточки. В силу п.1.13 вышеуказанных Правил овердрафт возможен по карт-счету в пределах лимита, определенного локальными нормативными правовыми актами банков. Условия предоставления лимита определяются договором карт-счета. Учитывая изложенное, на наш взгляд, на предоставляемые по карт-счетам (по дебетным банковским карточкам) овердрафты нижеуказанные особенности кредитования, установленные гл.5 Правил, не распространяются.
Таким образом, регулирование механизма использования банковской кредитной карточки и расчетов с ее использованием определяются вышеуказанными правилами. С учетом этого можно определить особенности правого режима кредитования с использованием пластиковых карточек.
Во-первых, учитывая, что кредиты с использованием пластиковых карточек являются разновидностью банковского кредита, как и при всяком кредите, договор о кредитовании с использованием кредитных карточек должен содержать все существенные условия, определенные ст.142 БК. Кроме того, в таком договоре необходимо указать обязанность банка по выдаче пластиковой карточки для использования кредита.
Во-вторых, карточные кредиты предоставляются только физическим лицам (т.е. юридическим лицам кредиты с использованием корпоративной карточки выдаваться не могут). При этом физические лица, получающие кредит на карточку, должны иметь постоянный источник доходов. Представляется, что именно он и является основной гарантией возврата кредита. Однако п.47 Правил все равно требует предоставления обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам на предоставление кредитов с использованием кредитных карточек способами, предусмотренными законодательством РБ или договором.
В-третьих, можно говорить о том, что фактически при кредитовании физического лица по предусмотренному Правилами механизму ему будет выдаваться новая карточка, движение по которой будет отражать движение по ссудному счету данного физического лица по выданному кредиту. В п.45 Правил императивно определено, что для выдачи кредита с использованием кредитной карточки кредитополучателю открывается ссудный счет, по которому отражаются операции, совершаемые с использованием карточки. При этом Правилами не допускается выдача и отражение выданного кредита по карт-счету физического лица. Согласно п.46 кредиты с использованием банковских пластиковых карточек предоставляются для оплаты товаров, работ (услуг) в безналичном порядке, а также путем получения наличных денежных средств с кредитной карточки в пределах норм, определенных в локальных нормативных правовых актах банка. Считаем возможным неоднократное использование банковской кредитной карточки при выдаче последующих кредитов с отражением их по ссудному счету, соответствующему ранее выданной карточке.
В-четвертых, погашение кредитов с использованием кредитных карточек, как и всех иных кредитов физических лиц, возможно как путем внесения наличными, так и путем перечисления в безналичном порядке либо путем списания банком денежных средств с гарантийного депозита денег. Пролонгация выданных с использованием банковских карточек кредитов Правилами не разрешена. Однако для кредитования на длительный срок с использованием карточек можно использовать допустимый п.46 Правил механизм кредитной линии, в том числе возобновляемой, тем более, что по кредитам физическим лицам, в том числе и с использованием пластиковых карточек, сроки устанавливаются банками самостоятельно их локальными актами.