Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №89(2586) от 25.11.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4161
EUR:
2.4939
RUB:
3.9936
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
12.02.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Комментарий к Пост. Минфина РБ N 112 от 2001-11-26 г.

Новая редакция Положения видоизменила некоторые действовавшие нормы,а также дополнена рядом новых. Так, уточнен перечень обязательных реквизитов, которые должны присутствовать в договоре закупки, а отдельные, имеющие принципиальное значение, прокомме...

Новая редакция Положения видоизменила некоторые действовавшие нормы,
а также дополнена рядом новых. Так, уточнен перечень обязательных реквизитов, которые должны присутствовать в договоре закупки, а отдельные, имеющие принципиальное значение, прокомментированы.

Для расходов бюджета важным является стоимость осуществляемой распорядителем средств закупки товаров, работ, услуг. Поэтому в Положении определены требования по отражению в договоре цены (тарифа), способа ее исчисления и изменения. Это соответствует Положению о порядке формирования и применения цен и тарифов (утв. постановлением Минэкономики от 22.04.99 г. N 43).

Согласно Положению бюджетные организации обязаны закупать оборудование и предметы длительного пользования, производимые в республике, у предприятия-изготовителя, его представителя, либо у иного поставщика, предложения которого по ценовому фактору являются более выгодными. Под ценовым фактором следует понимать не только стоимость товара, но и иные критерии, связанные с расходами, как в период осуществления покупки, так и в процессе эксплуатации. К ним относятся, например, затраты по доставке, установке (монтажу), техническому обслуживанию, ремонту.

Инструкцией о банковском переводе (утв. правлением Нацбанка от 2001-03-29 г. N 66) установлено, что при заключении договоров должна быть оговорена их оплата со счетов соответствующих органов казначейства только платежными поручениями. Не углубляясь в анализ, отметим, что по ряду причин такой порядок не приемлем для бюджетных организаций. Здесь важнее не форма платежа, а возможность обеспечить распорядителя средств необходимыми средствами для оплаты его финансовых обязательств. Что касается действующих договоров, предусматривающих расчеты платежным требованиям, то они должны быть пересмотрены в сроки, согласованные с органами казначейства, но не позднее марта текущего года.

Подчеркнем, что Положение не содержит обязательного требования об оформлении отношений между распорядителем средств и продавцом в письменной форме. Закупка товаров, работ, услуг, подтвержденная счет-фактурой, товарной (товарно-транспортной) накладной, содержащими существенные условия договора (названия и адреса сторон, наименование, количество товара, цель приобретения, цена (тариф), срок действия), считается заключением договора. Это не относится к случаям, когда однородный (одноименный) товар покупается у одного и того же поставщика на сумму более 500 евро в течение одного месяца. В такой ситуации составление договора в письменной форме обязательно, что контролируется органами казначейства.

В соответствии с новой редакцией Положения перечисления поставщику (подрядчику) производятся органами казначейства на его текущий (расчетный) счет, а если он является бюджетной организацией, то -- на текущий счет по внебюджетным средствам. Исключение сделано для расчетов по договору подряда на создание (передачу) научно-технической продукции. Если подрядчику, не являющемуся бюджетным учреждением, предоставляется целевой аванс на закупку (изготовление) научного (специального) оборудования, приборов, материалов, то такие средства могут перечисляться на его текущий счет.

Дополнен перечь обязательств, погашаемых полностью по предоплате. Теперь на таких условиях оплачиваются расходы распорядителя средств, осуществляемые за рубежом в рамках целевых программ и мероприятий, а также затраты, связанные с его функциональной (хозяйственной) деятельностью, как правило, носящие обязательный и (или) разовый характер. Например, плата за регистрацию и страхование имущества, за лицензию, оплата ведомственной подписки, услуги СМИ, арендные платежи и т.д.

Уточнены положения, касающиеся внешнеторговых договоров. Они оплачиваются в срок 60 (90) календарных дней в размере контрактной цены, а окончательный расчет производится после представления покупателем документов, подтверждающих получение товара, выполнение работы, оказание услуги.

Изменены условия оплаты иных договоров закупки авансовыми платежами. Установлено, что за счет бюджетных средств авансовыми платежами поддерживаются договоры, заключенные с непосредственным производителем (исполнителем) товара, (работ, услуг) в полном объеме материальных затрат поставщика (подрядчика), определенных сметой (калькуляцией, расчетом) по отдельной партии поставки, выполнению этапа работы (услуги), либо 80% стоимости сметы расходов по договорам, заключенным на проведение в республике целевых программ и мероприятий.

Эти условия распространяются на контракты, заключаемые уполномоченным юридическим лицом, созданным республиканским органом госуправления или госорганизацией, подчиненной правительству республики в целях оказания посреднических услуг по поставке конкретных товаров (работ, услуг), с их изготовителями (исполнителями). Такими уполномоченными посредниками являются, например, УП "Белспортобеспечение", РУП "Белфармация" и т.п.

Договоры распорядителя средств с поставщиком (подрядчиком), являющимся посредником, не подлежат авансированию и будут оплачиваться казначейству по факту.

Положение определяет отдельные моменты, возникающие в расчетах по договорам, заключенным в соответствии с законодательством о занятости населения.

Предусмотрено повышение ответственности бюджетных учреждений и органов казначейства за исполнение оплаченных обязательств. Для этого распорядитель средств обязан в течение 3 рабочих дней после окончания сроков, предусмотренных договором, представить в орган казначейства документы, подтверждающие поставку товаров или выполнение работ. Если эти условия не соблюдаются, подается ходатайство на взыскание средств и пени по ним, с приложением акта сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком). При нарушении распорядителем средств данного требования руководители органов казначейства или местных финансовых могут принять решение о приостановлении оплаты его расходов, кроме затрат по защищенным бюджетом текущего года статьям.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by