$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

КОМИТЕТ ПРОВЕРИТ ПО-НОВОМУ©

09.11.2012

Приказом Комитета госконтроля от 28.09.2012 № 54 (далее — Приказ № 54), вступившим в силу с 4.10.2012 г., внесены изменения в Инструкцию о методах и способах осуществления проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утв. приказом Комитета госконтроля от 4.01.2010 № 1 (далее — Инструкция № 1).

Определение проверки в п. 1 Инструкции № 1 приведено в соответствие с нормами Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510) в редакции Указа от 26.07.2012 № 332, вступившего в силу с 1.10.2012 г. Уточнено, что выбор методов и способов осуществления проверки производится проверяющим с учетом характера деятельности проверяемого субъекта и компетенции органов КГК (было — темы проверки) и перечня вопросов, подлежащих проверке.

Как и ранее, органы Комитета госконтроля в ходе проверки могут использовать метод документальной проверки и метод фактической проверки. При этом уточнено, что метод документальной проверки заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в т.ч. в оценке действий (бездействия) его должностных лиц и иных работников, по данным первичных учетных документов (ранее здесь говорилось о первичной документации), записей в учете и отчетности и др.

Наибольшее число изменений внесено в п. 9 Инструкции № 1, в котором установлены способы (методы), разрешенные органам КГК к использованию в ходе проведения проверки. С 4 октября 2012 г. объектами изучения (проверки), в частности, могут быть:

– оригиналы (подлинники) документов, иные носители информации (ранее здесь говорилось только об оригиналах (подлинниках) документов), изъятые в соответствии с законодательными актами;

– проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований (ранее упоминались только исследования и испытания), направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в т.ч. испытания продукции, направление на техническое освидетельствование кассового оборудования, игровых автоматов (которые до сих пор в Инструкции № 1 не фигурировали);

– проверка фактического наличия документов и (или) имущества (ранее можно было проверять только наличие ценностей) в кассах, помещениях, иных местах их хранения;

– изучение используемых при строительстве, включая реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт и благоустройство (было — при строительстве), материалов, изделий и конструкций, в т.ч. на их соответствие требованиям законодательства, проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации сертификатам (ранее здесь говорилось о любых сертификатах) для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

– отбор проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов, обязательным для соблюдения (до сих пор последнее уточнение отсутствовало).

Изменения в Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности, утв. приказом Комитета госконтроля от 28.10.2009 № 94 (далее — Порядок № 94), в основном связаны с приведением его в соответствие с Указом № 510 с учетом последних корректировок.

В частности, ч. 1 п. 12 Порядка № 94 дополнена нормой, согласно которой при проведении плановой проверки контролирующие (надзорные) органы обязаны приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане, за исключением случаев, когда таким органом принято решение о переносе проверки в порядке, предусмотренном п. 31 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом № 510. Ранее такого исключения не было.

Проверки, проведение которых требует согласования с Президентом, отныне будут проводиться только при наличии соответствующего согласования, которое должно быть получено до начала проверки (ч. 2 п. 12 Порядка № 94).

Пункт 15 Порядка № 94 дополнен частью 2, согласно которой проверки, не проведенные по причине отсутствия проверяемого субъекта, а также лиц, имеющих полномочия его представителя, по месту нахождения (месту жительства), указанному в учредительных документах (свидетельстве о госрегистрации), и (или) по последнему месту нахождения (месту жительства), могут быть исключены из координационных планов органами КГК на основании письма госоргана, направленного не позднее 10 рабочих дней с даты начала проверки, указанной в предписании на ее проведение, в соответствующий орган КГК с приложением документов, подтверждающих невозможность проведения проверки. Тот же порядок исключения из координационных планов распространяется и на проверки, результаты которых являются недействительными в связи с признанием проверок незаконными. Однако здесь 10-дневный срок отсчитывается с даты такого признания, а к письму необходимо прилагать документы, подтверждающие недействительность проверки.

Кроме того, проверки субъектов, не проведенные в соответствии с координационным планом и не исключенные в установленном порядке, в дальнейшем могут быть запланированы как данным контролирующим (надзорным) органом, так и его вышестоящим органом, его структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) с учетом сферы контрольной (надзорной) деятельности, установленной перечнем контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденным Указом № 510, с соблюдением периодичности, определенной для субъектов, по результатам проверок которых нарушений законодательства не установлено (ч. 3 п. 15 Порядка № 94).

Александр ГАНАГО