Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Консультации
12.08.2016 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Комиссионер не всесилен

Правомерно ли заключение комиссионером в интересах комитента соглашения об отступном (предмет отступного – получение товаров), прекращающего существующее обязательство комитента и третьего лица?

Нет, не правомерно.

В соответствии со ст. 380 ГК по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.

Таким образом, соглашение об отступном может предусматривать в качестве отступного получение товаров.

Согласно п. 1 ст. 880 ГК по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Пунктом 1 ст. 886 ГК вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Соответственно, на первый взгляд, вещи (товары), полученные комиссионером по заключенному с третьим лицом соглашению об отступном, должны быть переданы комитенту.

Вместе с тем необходимо помнить, что соглашение об отступном является одним из оснований прекращения обязательства (п. 1 ст. 378 ГК). Предоставление товаров по такому соглашению является, по сути, лишь средством (способом) прекращения обязательства. Поэтому соглашение об отступном, заключенное комиссионером с третьим лицом, является сделкой, призванной прекратить гражданские права и обязанности комитента.

Однако комиссионер, поскольку не является стороной существующего между комитентом и третьим лицом обязательства (п. 3 ст. 289 ГК) и действует от собственного имени, не может заключать сделки в рамках договора комиссии, которые могут повлечь прекращение гражданских прав и обязанностей комитента в таком существующем обязательстве.

Таким образом, заключение комиссионером в интересах комитента соглашения об отступном (предмет отступного – получение товаров), прекращающего существующее обязательство комитента и третьего лица неправомерно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by