$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Комфорт по тарифу: уровень возмещений и пути преобразований

18.03.2016

Эксклюзивное интервью с первым заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Олегом Поскробко.

Тема стоимости жилищно-коммунальных услуг стала в последнее время одной из самых популярных. Даже далекие от экономики люди пытаются вникнуть в механизмы расчета себестоимости ЖКУ, берутся оценивать обоснованность затрат и причин их роста. Секретами тарифно-коммунальной «кухни» с читателями «ЭГ» делится первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Олег ПОСКРОБКО.

– Олег Григорьевич, сейчас много говорится о прозрачности тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В чем такая прозрачность должна заключаться и возможна ли она в принципе?

– «Прозрачность» тарифов означает понятность состава услуги. Важно, чтобы население понимало, что сегодня тарифы у нас не формируются затратным принципом. Для этого есть четкий порядок, определенный в Положении о порядке формирования и применения планово-расчетных цен на жилищно-коммунальные услуги, утв. постановлением Совмина от 18.01.2006 № 54, которое было скорректировано постановлением Совмина от 15.06.2015 № 495 с учетом современных условий. В этом документе определены состав ЖКУ, особенности формирования затрат, нормативы накладных расходов, использования материалов, потерь, начисления амортизации, нормы труда, заработной платы, регулирования тарифной ставки. Многие статьи затрат изменились в соответствии с новыми условиями. В частности, сегодня в накладных расходах выделяются административно-управленческие затраты. Так что вид плановых калькуляций стал вполне современным – профессионалы легко это поймут. А все пользователи могут судить по более подробному составу услуг в счетах за жилищно-коммунальные услуги.

– То есть можно сказать, что нынешняя форма «жировки» более «прозрачна», чем раньше?

– Она стала более развернутой. Но оценивать надо не только список статей, а и реальную стоимость оказываемых услуг. Скажем, вот куб воды – 1 тысяча литров. Много это или мало? В магазине за литр минералки вы, не задумываясь, отдадите 8 тыс. Br, а то и больше. Но 4 тыс. за куб воды из крана – кажется чрезмерным.

– А что привело к росту стоимости ЖКУ за январь?

– Есть стоимость услуги, а есть тарифы на нее. Стоимость устанавливается в рамках планово-расчетной цены, а тариф отображает уровень оплаты населением. Почему глава государства говорит о том, что допустим ежегодный рост тарифов только на 5 USD? Потому что это привязано к уровню доходов населения. Но теперь мы впервые столкнулись с тем, что трудно установить такое соответствие. Тем не менее исходя из распоряжения Президента сохраняется прежний уровень допустимого роста. Также определяется уровень возмещения населением стоимости ЖКУ в отопительный и летний период.

Например, стоимость техобслуживания составляет 1155 Br за 1 м2, но население возмещает 86,1% этой суммы. Стоимость отопления и горячего водоснабжения в отопительный период сегодня достигает 940,8 тыс. Br за 1 гигакалорию, а летом остается только подогрев воды, который обходится в 39 745 Br. Но в обоих случаях населением возмещается лишь 14,2% этих сумм. Стоимость холодного водоснабжения составляет 7600 Br, а возмещается 62,7%, что пока составляет максимально возможное приближение к уровню затрат.

В этом году основное изменение тарифов произошло по позициям «вода» и «водоотведение»: до уровня 4765,9 Br и 4148,8 Br за 1 м3. В соответствии с подготовленным проектом указа эти тарифы понижены до 2790 Br и 1863 Br за 1 м3 соответственно. Все остальное – техобслуживание, отопление, ТКО – будет таким же, как было установлено с 1 января. Подорожание обусловлено изменением уровня возмещения, который не отображает стоимость услуги. Затраты жилищно-коммунального хозяйства реально выше. Но общий рост определяется по тем услугам, которые меньше всего возмещаются.

– Действительно ли в январских «жировках» было допущено так много ошибок?

– Технические ошибки появились из-за того, что одновременно скопилось много изменений: повышение возмещения, изменения услуг и объема их предоставления. Например, тепла стало больше, объем воды изменился. Пересчитать все это достаточно сложно, поскольку во многих районах нет централизованных программ, слабая расчетная база и техническое оснащение.

Со своей стороны министерство весь прошлый год предлагало сделать централизованную программу для расчета платежей населения, чтобы свести к минимуму «человеческий фактор». К сожалению, пока его слишком много. Поэтому где-то неправильно начислили платежи за техобслуживания лифта, включив ее жильцам первых этажей, где-то второпях внесли не те цифры. Теперь приходится разбираться, делать перерасчет.

Есть свои сложности при расчете стоимости тепло- и водоснабжения. В нее входят электроэнергия, оплата труда с начислениями, амортизация, материалы, налоги, ремонты, ТЭО, прочие прямые расходы. Поскольку значительная часть энергоносителей импортируется, в стоимости теплоснабжения присутствует валютная составляющая. Следовательно, есть зависимость от курса доллара – это, к сожалению, неизбежно. Поэтому, если даже предположить, что тарифы и уровень возмещения можно оставить неизменными, стоимость этой части ЖКУ будет меняться по мере изменения валютного курса. Что до других составляющих, то любое отклонение от требований постановления № 495 не допускается.

– Постановлением Совмина № 117 установлены планово-расчетные цены на коммунальные услуги на 2016 г. Будут ли они меняться в соответствии с последними требованиями главы государства?

– Планово-расчетная цена может меняться только в том случае, если будут изменены макроэкономические параметры. В каждой услуге выделена топливная составляющая. Она действительно способна повлиять на планово-расчетную цену. Другой фактор – если будут расти доходы населения, то и предприятия ЖКХ смогут поднять зарплату своим работникам, разумеется, при наличии технической возможности. Но надо понимать, что здесь нет прямо пропорциональных зависимостей от уровня инфляции или иных макроэкономических факторов.

– Каков в настоящее время уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ? Как он изменится в текущем году и в перспективе?

– При тарифах, установленных с 1 января, – в среднем 46,2%. Летом уровень возмещения выше, например, в 2015 г. доходил до 60%, зимой, в отопительный период, опускался до 38%. Сейчас, когда по поручению КГК тарифы будут пересмотрены, соответственно, снизится и уровень возмещения.

– Будут ли в ближайшее время корректироваться документы, регулирующие порядок формирования тарифов на ЖКУ, порядок расчетов платежей и уровня возмещения населением затрат на их оказание?

– За два последних года рабочая группа, созданная по поручению главы государства, в которую вошли авторитетные специалисты из разных государственных органов, пересмотрела много нормативных сборников, в т.ч. по численности техобслуживания, нормам обслуживания лифтов, уборке. Была разработана технологическая карта. Эти преобразования затронули практически все нормы. Кстати, какого-то превышения нигде не обнаружили. Сегодня планово-расчетные цены установлены так, что для того, чтобы в них уложиться, руководителю предприятия ЖКХ надо принять ряд управленческих решений: по оптимизации штата, по сокращению потерь, перевооружению предприятия.

– То есть можно сказать, что эти нормы стимулируют к поиску резервов снижения себестоимости?

– Да, сегодня планово-расчетные цены заставляют искать пути сокращения затрат. И здесь без инициативы руководителей ничего не сделать.

– Что будет представлять собой «служба заказчика» и как она должна контролировать работу ЖКХ?

– Начну издалека: вот есть исполком, у него вчера было ЖРЭО. Оно, с одной стороны, исполняет функции заказчика: формирует планы, программы, планово-расчетную цену и передает все исполкому, заключает договоры и подписывает акты. Но как только исполком передает ЖРЭО финансовое управление, он как заказчик получает деньги, а с другой стороны, как подрядчик платит сам себе. Естественно, никакой заинтересованности в снижении затрат здесь не возникает. Напротив, чем больше затрат произвел, тем больше подал планов, тем больше будут требовать – обеспечить содержание.

Мы же предлагаем установить трехуровневую систему управления жилищно-коммунальным хозяйством: МЖКХ, госучреждения на уровне областей и заказчик на районном уровне. Это своего рода «белый воротничок», который работает по договорам с населением и с исполкомом. С первым – на предоставление жилищно-коммунальных услуг на конкурсной основе, в т.ч. на ТЭО, ТКО, текущий и капитальный ремонт, тепло. Заказчик от исполкома проводит на конкурсной основе содержание уличной дорожной сети, зеленстроя и т.д. Он от имени потребителя организует работу и от имени исполкома. Сегодня на низший уровень спускаются наши подрядчики – ЖЭСы, ЖРЭО, иные, включая Минскремстрой. Таким образом, появляется организация, которая не будет защищать ЖЭС. Если последний, скажем, не выплатит зарплату, то получит взыскание от вышестоящей организации. Зато заказчик будет выбирать из ряда возможностей наилучшую.

Конечно, как и любое другое преобразование, такая система не сразу заработает, эффект станет заметен со временем. Но изменения уже начались со службы 115-Бел. Это хороший пример, который потихоньку приучает жителей столицы к тому, что вместо диспетчера есть централизованная система, представляющая интересы заказчика и обслуживающая потребителя. Другая  структура – Расчетно-справочный центр (РСЦ), который ведет учет, расчет и начисление независимо от подрядчика. Здесь внедряются единые подходы, чтобы исключить возникновение ошибок. При этом люди начинают понимать, что ЖЭС – это подрядчик, к которому они никакого отношения не должны иметь, а сотрудничать надо с заказчиком. На рынке подрядных организаций постепенно будет происходить трансформация. Если раньше ЖЭСы только носили сметы, то сегодня они представляют акты выполненных работ, которые заказчик не подпишет, если обязательства не выполнены. А это конкретный контроль: не выполнил работы – не получишь деньги. Таким образом, постепенно идет разделение управления, повышение качества. Появляется возможность привлекать малый бизнес для выполнения ряда работ и услуг, в т.ч.  установки запорно-пломбировочных устройств, видеонаблюдения, уборки. Например, есть компания «Чистый свет», который уже лет 5 работает на рынке и вполне конкурентоспособна, хотя говорили, что никакой клининговой организации никогда не будет.

– Некоторые обвиняют в росте тарифов МВФ, поэтому скажите: вся работа со стоимостью ЖКУ делается исходя из внутренней потребности или под внешним влиянием?

– Объективно страна заинтересована в привлечении льготных кредитов. Можно понять и МВФ, который ставит определенные условия, чтобы предоставленные ресурсы направлялись на развитие экономики, а не были «проедены», в т.ч. на поддержку населения. Поэтому среди условий кредитования МВФ значится повышение уровня возмещения населению стоимости ЖКУ. Но это не значит, что мы тут же безоговорочно бросаемся выполнять подобные требования. Глава государства поставил задачу не просто повышать стоимость ЖКУ, но выйти на тот уровень, который люди могут оплатить. Поэтому рост тарифов должен увязываться с динамикой доходов населения. Но и здесь не может быть прямо пропорциональной связи. Если заработки не растут, а реальные доходы населения сокращаются, то, естественно, увеличение стоимости ЖКУ воспринимается негативно. Но и здесь важно, чтобы люди понимали, за что они платят.

– Сейчас можно услышать призывы к реформированию системы ЖКХ, правда, без уточнения, как именно. А что, по-вашему, надо менять на самом деле? То, о чем вы говорили, – это реформы, которых ждет общество?

– Не стоит по любому поводу злоупотреблять словом «реформы». Любая система требует постоянного совершенствования, и ЖКХ здесь – не исключение. Принимаются новые правила оказания услуг, меняется механизм расчета тарифов. Но одновременно людям нужно пересмотреть понимание своих обязанностей, ответственности, отношение к собственности. Кстати, среди обращений граждан гораздо больше не претензий к росту тарифов, а требований объяснения причин. Так что мировоззрение уже меняется. Сегодня мало кто хочет платить ЖЭСу только за то, что там кто-то сидит и ждет заявку. Гораздо привлекательнее выглядит эксплуатирующая организация, которая обслуживает жилищный фонд, своевременно оказывает все необходимые услуги в востребованных объемах при надлежащем качестве. А для оказания отдельных услуг должно быть достаточно много соответствующих компаний. Но тогда не надо надеяться, что ЖЭС это сделает бесплатно, а потом придется пенять на качество.

Наша главная задача при внедрении таких нововведений в том, чтобы человек ощущал минимальный дискомфорт и максимально – качественно новый уровень внимания к себе при оказании любых услуг.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА