КОЛЫБЕЛЬ КОНКУРЕНЦИИ©
Понятие «кластеры» впервые ввел в обиход американский экономист, нобелевский лауреат Майкл Портер. Их появление и развитие он рассматривал как ключевое условие в усилении национальной и местной конкурентоспособности.Понятие «кластеры» впервые ввел в обиход американский экономист, нобелевский лауреат Майкл Портер. Их появление и развитие он рассматривал как ключевое условие в усилении национальной и местной конкурентоспособности.
В своей книге «Конкуренция» М.Портер также дал определение кластеру: «Это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу».
По мнению ученого, в современном мире конкуренция, также как и конкурентоспособность, почти не зависит от географического местоположения. Глобализация позволяет компаниям откуда угодно получать капитал, товары, технологии и организовывать свою деятельность там, где это наиболее эффективно в плане затрат. Правительства утрачивают свое влияние на конкуренцию по сравнению с силами, действующими в мировом масштабе. Куда более действенным инструментом выступают кластеры, представляющие собой движущую силу в увеличении экспорта и привлечении иностранных инвестиций. Они образуют новую площадку, на которой происходит диалог нового типа между фирмами, правительственными структурами и иными организациями.
Кластеры могут присутствовать как в масштабной, так и в небольшой экономике, в городской или сельской местности, а также сразу на нескольких географических уровнях (государств, штатов, регионов и городов). Их границы достаточно редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, не способным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями.
Поскольку у компаний, входящих в кластеры, немало общих потребностей и препятствий на пути развития, они легко находят общий язык и объединяют свой потенциал в их преодолении. Восприятие группы компаний как кластера позволяет скоординировать действия в сфере общих интересов без угрозы извращения конкуренции или ограничения интенсивности соперничества. На последних словах следует сосредоточиться тем белорусских исследователями, кто рассуждает о полезности бесконкурентной среды, пытаясь назвать это кластерным подходом.
М.Портер также предостерегает от увлечения поддержкой отдельных отраслей и узких секторов экономики, что часто приводит к лоббированию интересов в части выделения субсидий или облегчения налоговой нагрузки на отдельные компании. Ведь получаемые в результате государственные инвестиции создают лихорадочное «перетекание» выгод в другие отрасли и поэтому могут деформировать рынок. Видение ситуации сквозь отрасль или узкий сектор имеет тенденцию искажать конкуренцию, в то время как подход на позиции кластера фокусируется на ее усилении, подчеркивает ученый.
Алесь ГЕРАСИМЕНКО