$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

КОЛОРИТ АГРОТУРИЗМА:©

08.10.2013

от кластера до кредита

Несмотря на создание благоприятной законодательной основы для развития агроэкотуризма в стране, пока не удалось преодолеть ряд сдерживающих факторов. В числе основных — недостаток компетенции потенциальных участников рынка и нехватка финансирования.

Изменить ситуацию призваны некоторые республиканские и региональные программы с участием различных бизнес-объединений и общественных организаций. В частности, в Белорусском союзе предпринимателей (БСП) задались целью привлечь к агроэкотуризму больше женщин. Для этого в рамках проекта по развитию предпринимательской инициативы Союз попытался изучить опыт Финляндии и донести его до тех, кто занимается турбизнесом или только думает начать свое дело. В 2012 г., по данным Всемирной туристской организации, Финляндия с 5,4 млн. жителей заработала на въездном туризме 4,14 млрд. USD против 664 млн., полученных Беларусью. Примечательно, что в этой скандинавской стране значительную часть выручки сформировали представители малого и среднего бизнеса, специализирующиеся на организации отдыха в сельской местности, где природно-климатические условия сопоставимы с белорусскими.

Более чем 6-кратная разница в оборотах показывает потенциал, к которому может стремиться наша республика. Сектор агроэкотуризма способен вырасти до объемов отрасли транспортно-логистических услуг и помочь достичь обозначенных правительством рубежей в 30–50% доли МСП в ВВП Беларуси, убежден глава БСП Александр Калинин. Вклад в общее дело бизнес-союз сделал в виде серии обучающих семинаров, которые в этом году прошли в Заславле, Ушачах и Минске. Их участникам — в основном представительницам слабого пола — рассказали о формах и технологиях турбизнеса в Финляндии и Беларуси, маркетинговом продвижении, особенностях налогообложения и привлечения финансирования. Тренинги и тесты позволили закрепить базовые знания, а ролевые игры — отработать различные бизнес-идеи и обменяться опытом.

Получение практически полезной информации — главное достоинство семинаров, считает одна из слушательниц, жительница г.п. Ушачи Ольга Житкая. Будучи преподавателем биологии, она задумалась попробовать себя в агроэкотуризме. Однако, как и большинству других женщин провинции, чей возраст принято называть бальзаковским, заниматься самообразованием мешают сложности в использовании современных каналов связи, таких как Интернет. «Семинар вселил уверенность, что и я могу добиться успеха. Ведь на нем я ознакомилась с положительным опытом в бизнесе другой женщины, тоже преподавательницы», — рассказала О.Житкая. Она полагает, что интерес туристов к ее будущей агроусадьбе обеспечит красота местной природы, слава Ушаччины как земли, породившей Василия Быкова и Рыгора Бородулина, а также близость богатой культурным наследием Полоччины.

Есть шанс, что старания бизнес-союза помогут раскрыть предпринимательский потенциал Ушаччины, подтянув его до уровня таких районов Витебщины, как Браславский, Глубокский, Миорский и Полоцкий, где количество агроусадеб уже измеряется десятками, а выручка — сотнями тысяч USD. В целом по итогам 2012 г. Витебская область стала вторым по величине рынком туруслуг после Минской (см. табл. на с. 24). За 5 месяцев года на Витебщине появилось 11 новых субъектов агроэкотуризма, а их общее количество на 1.06.2013 г. достигло 433.

Росту рынка способствует координация действий заинтересованных сторон и местной власти. По соглашению между Витебским облисполкомом, БОО «Отдых в деревне» и ОАО «Белагропромбанк» в каждом районе области созданы специальные рабочие группы, действует областной и два районных общественных совета по развитию агроэкотуризма. Ими утверждаются ежегодные планы мероприятий, организуются слеты хозяйств и обучающие семинары. Так что областная подпрограмма «Пятьсот», предполагавшая в 2011–2015 гг. создание 100 новых агроэкоусадеб и туркомплексов, оказалась выполненной досрочно. С начала ее действия уже появилось более 150 новых объектов.

Находить клиентов помогают туристические фирмы: в 2012 г. агроусадьбы Беларуси заключили с ними несколько сотен договоров, из которых основная часть пришлась на «домики в деревне» Минской области. Возможно, этим также объясняется наибольший размер рынка услуг агроэкотуризма Минщины по сравнению с остальными регионами республики. Благо, пристоличные усадьбы предлагают белорусским и иностранным туристам много интересного — от страусов и свинок до более 600 объектов историко-культурного наследия. Там можно выбрать как пассивный, так и активный отдых. Появились и т.н. «зеленые маршруты», а один из них — велосипедный — даже растянулся на 100 км. При этом на всем его пути создана инфраструктура, есть, где остановиться, отдохнуть, перекусить, купить сувениры. Кооперация между предпринимателями уже приводит к созданию кластеров, заверила зам. начальника отдела спорта, туризма и оргработы управления Миноблисполкома Инга Малашкевич. Это помогает предложить потребителям более разноплановый комплекс услуг и, возможно, поспособствует увеличению такого ключевого показателя, как продолжительность пребывания туристов, а вместе с ним и выручки местных предпринимателей. Многие ради этого занятия даже променяли столицу на регионы. В качестве примера чиновник привела молодого выпускника БГУ, который поселился на Воложинщине, где успешно ведет турбизнес.

Правда, по мнению И.Малашкевич, нашим предпринимателям не всегда удается подчеркнуть местный колорит (на чем строится идеология агроэкотуризма по всей Европе), а национальные образы замещаются отвлеченными и урбанистическими.

Впрочем, член совета БелСП Ольга Елисеева, напротив, предлагает шире использовать интернациональную тематику. По такому пути пошли в Тверской области России, создав «сырную» ферму на манер далекой Италии. Сегодня она пользуется повышенным спросом не только со стороны российских, но и иностранных туристов.

Указ Президента от 2.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» установил, что деятельность физических лиц и сельскохозяйственных организаций в этой сфере не является предпринимательской, и гражданам нет необходимости регистрироваться в качестве ИП. Физические лица и сельхозорганизации (в случае ведения раздельного учета) согласно ст. 323 НК освобождаются от налогов и сборов, которые заменяются уплатой одного годового сбора в размере 1 базовой величины. Все это значительно упростило вхождение на рынок услуг агроэкотуризма и стимулировало его развитие.

В то же время сложно назвать решенным вопрос финансирования проектов. С одной стороны, Указ № 372 предполагает финансовую поддержку агроусадеб Белагропромбанком. С другой, несмотря на сверхльготные условия кредитования (5% годовых на срок до 5 лет для организаций и до 7 лет — для физических лиц), в 2012 г. ими воспользовались лишь 33 субъекта агроэкотуризма, или примерно 1 на три района республики. Звучат жалобы на забюрократизированность процедур. Со своей стороны банк заявляет о стремлении сделать кредитование «ближе к сельскому жителю». Для этого, по словам главного экономиста отдела клиентского менеджмента управления корпоративного бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Вячеслава Горбача, с 50 млн. до 75 млн. Br увеличены максимальные суммы кредитов, выдаваемые без поручительства, снижены требования к кредитоспособности исходя из объемов выручки, ослаблены штрафные санкции. Правда, одновременно В.Горбач признался, что кредитование агроэкотуризма приносит банку убытки, которые не удается перекрыть компенсацией, предусмотренной Указом № 372 за счет госбюджета в размере половины ставки рефинансирования Нацбанка. Не в этом ли основная причина вялого кредитования? А ведь в докризисном 2008 г. Белагропромбанк профинансировал 193 субъекта агроэкотуризма — больше чем в последующие 5 лет, включая текущий год, вместе взятые!

Но предприниматели, помогающие им бизнес-союзы и общественные организации не намерены сдаваться. Например, БСП в следующем году планирует продолжить образовательные семинары с участием финских специалистов, а к весне — предложить рынку легковозводимые домики под услуги агроэкотуризма. Будут решаться и другие вопросы из категории «неожиданных». Как оказалось, введение техрегламента Таможенного союза № 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» и его дальнейшая интерпретация в национальном законодательстве сделала экономически нецелесообразным производство мелких партий национальных костюмов для персонала агроусадеб. Слишком дорога сертификация такой продукции, утверждает глава БСП со ссылкой на Молодечненскую фабрику художественных изделий. Так что помимо прочего придется побороться и за национальное обличие сельского туризма, по крайней мере в части одежды.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях