Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОЛЛИЗИЯ как норма жизни

Согласно подпункту 3.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг), утв. постановлением МНС от 12.06. 2003г. N 67, установлено, что "плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц...
Согласно подпункту 3.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию потребителям товаров, работ (услуг), утв. постановлением МНС от 12.06. 2003г. N 67, установлено, что "плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее -- единый налог) являются:

индивидуальные предприниматели при реализации потребителям работ (услуг), а также при реализации им в пунктах продажи и по образцам товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в Перечне.

К товарам, работам (услугам), реализуемым потребителям, относятся также товары, работы (услуги), реализуемые по договорам с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для личных нужд работников этих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, т.е. когда такая реализация не связана с деятельностью этих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей независимо от того, полностью либо частично юридическое лицо или индивидуальный предприниматель оплачивают эти товары, работы (услуги)...".

Однако в первоисточнике -- подпункте 1.3 Декрета Президента от 27.01. 2003г. N 4 -- плательщиками единого налога названы "индивидуальные предприниматели при реализации потребителям работ (услуг), а также при реализации им в пунктах продажи и по образцам товаров, отнесенных к товарным группам, указанным в прилагаемом к настоящему Декрету Перечне видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и иные физические лица уплачивают единый налог, и базовых ставок единого налога (далее -- Перечень):". Таким образом, подзаконным актом, коим является постановление МНС, Декрет несколько "подправлен". Налоговики отнесли к деятельности, облагаемой единым налогом, и реализацию товаров, работ и услуг субъектам хозяйствования. Разумеется, в государственных интересах -- для более полного охвата индивидуальных предпринимателей единым налогом.

Напомним, что ст. 1 Закона от 9.01.2002г. N 90-З "О защите прав потребителей" определяет, что потребитель -- гражданин (граждане), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях. Однако гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях) будет считаться потребителем.

Отношения в сфере розничной торговли с участием гражданина -- покупателя регулируются не только ГК, но и рядом актов по защите прав потребителей. В соответствии с п.3 ст. 462 ГК указанные отношения могут регулироваться законами о защите прав потребителей и принятыми в соответствии с ними иными правовыми актами, однако лишь в той части, в которой они не урегулированы ГК. Эти законы и иные правовые акты не применяются к отношениям юридических лиц -- покупателей, приобретающих товары в розницу для личных нужд. Среди них Закон "О защите прав потребителей" и ряд нормативных актов, предусматривающих особенности продажи различных видов товаров и отдельных разновидностей договора розничной купли -- продажи.

Применение же Инструкции, утв. постановлением МНС N 67, выводит отношения купли-продажи из сферы отношений между двумя хозяйствующими субъектами в сферу отношений таких субъектов и покупателей-потребителей, что не свойственно белорусскому законодательству, и может поставить вопрос о подсудности и подведомственности дел данной категории хозяйственным судам и судам общей юрисдикции.

На это прямо указано п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РБ от 25.09. 2003г. N 10 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей": "Законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении споров, вытекающих из договорных отношений между гражданами, из отношений с участием граждан-предпринимателей в случае приобретения ими товаров, использования работ, услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, а также в связи с приобретением товаров, использованием работ, услуг для нужд организаций".

Таким образом, Инструкция МНС не соответствует Декрету, во исполнение которого она принята. Имеет место коллизия нормативных правовых актов -- противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения (ст.1 Закона от 2000-01-10г. 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"). А ст.71 того же Закона предписывает, что в таких случаях субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой, т.е. в данной ситуации Декретом.