$

2.0546 руб.

2.2794 руб.

Р (100)

3.1313 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Приватизация

Колхозы пока не продаются

13.04.2004
Указ Президента N 138 "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство" вдохнет жизнь в убыточные белорусские колхозы и совхозы, если, выполняя его требования, правительство предусмотрит смену собственника в сельхозпредприятиях.

На этой неделе вопросы реформирования сельхозпредприятий с критическим уровнем экономики будут обсуждаться на совещании у Президента. Предполагается, что о проделанной в этом направлении работе отчитается Минская область. Однако понятно, что пути реализации норм Указа главы государства N 138 актуальны для всего АПК.

Вышеупомянутый Указ дал отсрочку долгов всем сельхозпредприятиям-должникам, в том числе и тем, которые будут приобретены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в период с 1.01.2004г. по 1.01.2006г. Данный документ с момента своего появления рассматривается едва ли не как панацея для хронически убыточных белорусских колхозов и совхозов, переименованных в соответствии с ГК в СПК, РУСП. По замыслу разработчиков, результатом реализации норм названного Указа должно стать появление на месте убыточных сельхозпредприятий "новых структур рыночного типа". Специалисты Минсельхозпрода подсчитали, что финансовая поддержка в виде освобождения от груза долгов приведет к снижению количества убыточных сельскохозяйственных организаций с нынешних 1510 до 680 в этом году и до 300 -- в 2005г. Предполагается, что в 2007г. все сельхозпредприятия республики станут рентабельными.

Поверхностное знакомство с тем, что уже сделано для реализации норм Указа, казалось бы, позволяет надеяться, что все будет так или близко к тому, как запланировано. К настоящему моменту 350 хозяйств из числа 991 устойчиво неплатежеспособных "прикреплены" к каким-либо иным живым предприятиям. Между ведомыми и ведущими заключены договоры о совместной деятельности, в хозяйства к весенней посевной уже поступило 2,4 млрд. руб., в том числе 1,9 млрд. руб. в Минской области. Министерства готовят проекты документов по реализации норм Указа, правительство -- перечень мероприятий по его выполнению, отсроченные долги пересчитаны и сверены.

Законодательно не урегулирован один вопрос, констатируют и чиновники, и новоявленные сельхозпроизводители -- не определен порядок и условия продажи новым собственникам убыточных СПК и РУСП. Представители власти и предприниматели, выражавшие готовность включиться в сельхозпроизводство, едины во мнении, что на основании договоров о совместной деятельности ситуацию в отечественном АПК изменить не удастся. Такого рода документ -- это ни к чему не обязывающий контракт о шефской помощи.

Напомним, что норма предлагающая продавать обвешанные долгами сельхозпредприятия за символическую цену -- 1 базовую величину, главой государства одобрена не была, и из проекта исчезла. Взамен появилось распоряжение внести предложения о порядке и условиях продажи юридическим лицам имущества (предприятия как имущественного комплекса) убыточных сельскохозяйственных организаций. По заслуживающим доверия слухам, колхозы и совхозы будут выставлены на аукцион... голландский. Это значит, что они будут продаваться с постепенным уменьшением цены. Максимум снижения в этом случае -- 20% балансовой стоимости. Все бы ничего, но тут мы натыкаемся на еще один подводный камень -- действующий механизм оценки имущества завышает его многократно и делает совершенно непривлекательным для приобретения. Средняя стоимость колхоза, который сделать прибыльным можно, лишь сначала разрушив "до основанья, а затем...", исходя из действующих методов оценки, составляет примерно 2 млн. USD. Даже если считать ценой продажи те самые 20%, то есть 400 тыс. USD, то к ним обязательно надо добавить около 560 тыс. USD (размер задолженности в расчете на одно хозяйство) долгов, которые пусть и с отсрочкой, но все же придется отдавать. Примерно столько же надо инвестировать, чтобы наладить сельскохозяйственное производство, которое в силу ценовых диспропорций не будет приносить никакой сверхприбыли (!). Не надо быть большим специалистом, чтобы понимать, насколько невыгодно такое приобретение.

Даже приобретение за одну базовую величину при таком количестве долгов, имеющихся потребностях в инвестициях и ценовой дискриминации сельхозпроизводителя не повод для того, чтобы "ломиться" в очередь за колхозом, не говоря уже о варианте с его продажей. Закрепление же, без смены собственника, не выведет на эффективную работу колхозы и ослабит экономику "шефов". Ведь опыт такого присоединения у нас уже есть, и он в большинстве случаев печальный. Специалисты утверждают, что число убыточных среди присоединивших к себе сельхозпредприятия возросло в 2 раза. Особенно губительным было признано присоединение убыточных хозяйств к птицефабрикам. Игнорируя экономическую целесообразность, к 30 птицефабрикам присоединили 46 колхозов и совхозов. В итоге только 7 из них сохранили рентабельное производство на уровне 1--9%. В 2000--2002гг. в развитие присоединенных хозяйств птицефабрики вложили 68,6 млрд. руб., в то время как их выручка за эти годы составила 44,7 млрд. руб.

Если сегодня, принимая документы во исполнение Указа N 138, мы не предусмотрим реального механизма смены собственника, то подсчитывать придется убытки, а не прибыль.

Автор публикации: Валентина ВЕШТОРТ


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы