Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
01.10.2002 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Колхоз "АПК-ФПГ"

На заседании Гомельского облисполкома дано добро новому направлению развития агропромышленного комплекса Жлобинского района...
На заседании Гомельского облисполкома дано добро новому направлению развития агропромышленного комплекса Жлобинского района. Проект обещает стать пионерным в реализации общенациональной программы совершенствования АПК в 2001+2005гг. "Локомотивами" преобразования регионального агросектора должны стать финансово-промышленные группы. Основой послужит, видимо, прописанный в Жлобине Белорусский металлургический завод (БМЗ), который и шефствует над 15 из 28 сельхозпредприятий района. Хотя губернатор Гомельской области и оспаривает первенство идеи перед Лидским районом, где созрел аналогичный проект, все же успех жлобинского мероприятия не столь очевиден, поскольку эксперимент уже на старте столкнулся с рядом серьезных проблем.

Жлобинский проект + пробный камень реализации общенациональной программы реформы АПК в 2001+2005гг. Как подчеркнул в своем выступлении в прессе вице-премьер Александр Попков, "нынешняя программа в корне отличается от предшествующих самим названием + не реформирование, а совершенствование". Итак, корень найден, определена и цель: "улучшение аграрной экономики через углубление специализации отрасли, совершенствование внутриотраслевых отношений, производство экономически целесообразных видов продукции, переработку их в конкурентоспособные товары". Однако отрасль и без того специализирована, дальше некуда, "по производству продукции на душу населения Беларусь лидирует среди стран СНГ и Балтии", а деградация даже картофелеводства признана уже официально, продукция агропредприятий не находит сбыта и начинает проигрывать российским конкурентам даже на внутреннем рынке. Как с этим быть? На это Попков перечислил то "многое", что уже сделано: "утверждены региональные программы, проведена реструктуризация задолженности организаций АПК по товарным кредитам" и т.д. "И главное + существенно снижен объем госзаказа, сняты ценовые ограничения".

Но за счет чего будут "переспециализироваться" агропредприятия, лишенные гарантированных госзаказом доходов и поставленные перед фактом падения цен на зерно, собранное в чрезвычайном режиме согласно "доведенному заданию"? Ответ готов: предприятия "получили то, что хотели + право самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, реализовать ее на наиболее выгодных рынках". Это на каких? Кто диктует механизм ценообразования на внутреннем рынке, постоянно его улучшая и углубляя? Кто выступает субъектом внешнеторговых сделок? И здесь вновь встает "проклятый вопрос" собственности и формирования собственника на селе, без решения которого невозможна не то что реализация, но уже и производство сельхопродукции в промышленных масштабах. Доказательство тому + уборка урожая в режиме ЧП, диспаритет цен на внутреннем рынке и утрата внешних. Но словами Попкова, "будем говорить так: кто хозяин в стране? Президент. Была дана команда, работали все кадры". А если бы команды хозяина не было?

Но вице-премьер полон решимости не допустить в Беларуси "растащиловки" по Чубайсу (кто на ней всерьез настаивает?) и развития на основе фермерского движения нового уклада агросектора. Он и мысли не допускает, что система личной заинтересованности только и может обеспечить рвение аграриев при перепрофилировании зернохозяйств на выпуск лука или чипсов, отслеживать конъюнктуру рынка, внедрять передовые технологии да и просто бережно относиться к земле и технике. Такой ценой инвестиции правительству не нужны, о чем свидетельствует печальный опыт общения с российским капиталом и местными властями "Беловежской продовольственной компании". Созданная для привлечения в АПК Пружанского района российского капитала, она так и осталась виртуальной, поскольку вслед за отказом от участия в ней местного молокозавода (ввиду непрозрачности долевого участия) от инвестиций отказались и российские банки. Ведь понятно, что для модернизации инвестиции может привлечь только хозяин, собственник + и не продукта, а производства.

Однако Попков, "изучив аналогичные процессы в Европе, Балтии, Китае и США", пришел к обратному выводу: "собственность на землю не имеет значения для эффективности агропроизводства", как в случае с агрофирмами в США. Но есть ли в Беларуси хотя бы похожие агрофирмы? Уж не Минсельхозпрод ли или "Белая Русь"? Это жлобинцам позволительно экспериментировать с освоением средств ФПГ, имея под боком БМЗ и "Гомсельмаш". А остальные? Логично ли сетовать на острую нехватку профессиональных руководителей, но при этом настаивать на бесперспективности "перерастания" в них фермеров? Но Попков предпочитает настаивать на нежелании белорусов "стать собственниками земли, хотя законодательная возможность есть". Ой ли? Призывая "вдуматься: из 1 млн га в личном пользовании граждан лишь 7% приватизировано", представляет ли член правительства, для кого и с какой целью он это произносит? И кто в том виноват?

Не мудрено, что в конце 90-х гг. в правительстве всерьез заговорили о возможном переселении в РБ оказавшихся не у дел в результате кризиса перепроизводства фермеров из Голландии. Правда, пока эта тенденция воплотилась разве что в деятельности немецкого предпринимателя Штотца. Вот уж он для власти + точно фермер, а наш разбогатевший аграрий + кулак, мироед, радеющий только о собственном кармане в ущерб председателю соседнего колхоза. Так может, проще сразу принять программу заселения белорусских сельхозугодий "безразличными к собственности" голландцами, китайцами и прочими "чистыми производителями"? Ведь даже в представленном недавно в ООН отчете говорится об "ухудшении возрастной структуры и профессионального состава в организациях сельского хозяйства". Через 10 лет население РБ уменьшится до 8 млн человек прежде всего за счет села. И это не причина, а следствие безысходности и бесперспективности для наиболее активных и мобильных его жителей.

В Беларуси любят масштабы. Если уж создавать колхоз, ферму или ФПГ + то на всю страну, минимум на район. Поэтому "главную суть программы: к 2005г. решить проблему собственника" Попков видит академично. Все тот же хозяин в лице государства создает ФПГ, изыскивает средства, нанимает управленцев и работников, обеспечивает их инвентарем и "контролем высших должностных лиц", "оказывает организационную и методическую помощь" силами сельхозакадемии и НИИ. Менеджмент ФПГ будет укомплектован, видимо, за счет специалистов Минсельхозпрода, НИИ и региональной "вертикали". И как только работники или акционеры ФПГ научатся ощущать себя "собственниками продукта", так сразу же хозяин АПК "уменьшит роль административного влияния". Все.

Тем временем в разряд нерентабельной продукции перешло еще и животное масло. В патовой ситуации оказались крупные молокозаводы: если раньше нулевая рентабельность или прямая убыточность переработки цельно- и кисломолочной продукции компенсировалась за счет экспорта казеина, то после выброса на мировой рынок двухгодичного запаса США цена на него была резко сбита, в лучшем случае до уровня себестоимости. И хотя вопреки заверениям о свободе цен для аграриев было принято решение о снижении закупочных цен на молоко, агония предприятий переработки лишь продлится. По свидетельству директора одного крупного регионального молокозавода, "на основном для нас рынке России резко возросла конкуренция со стороны Украины. Последние два-три года украинцы провели техническое перевооружение молочных предприятий, оснастили их новым импортным оборудованием для производства как казеина, так и твердых сычужных сыров, сбили цены на мировом рынке. Теперь в конкуренции они нас обходят". Чем-то помог, хотя бы в прогнозах, академический штаб белорусского АПК?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by