$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Нефтепереработка: начатые инвестпроекты придется завершать в срок

06.06.2017

Нефтепереработка теряет статус главного донора белорусской экономики. Пути преодоления спада в отрасли и восстановления ее роли было посвящено совещание у Президента Беларуси Александра Лукашенко 1 июня.

Нефтепереработка всегда считалась в республике стратегической отраслью – ее доля в промышленности составляет более 13%. Но в прошлом году, как заявил Президент, добавленная стоимость нефтепереработки в ВВП составила всего 0,5%, вклад двух нефтеперерабатывающих заводов оказался сопоставимым с такой компанией, как «Белтелеком». Еще одна негативная тенденция – появление отрицательного сальдо во внешней торговле нефтью и нефтепродуктами. Причем нефтепереработка из флагмана экономики превращается в убыточную отрасль, отметил белорусский лидер. Теперь приходится искать пути выхода из такой ситуации. По мнению Президента, речь идет об энергетической независимости и безопасности страны.

НЕЗАВИСИМЫЕ эксперты давно предупреждали, что строить благополучие отечественной экономики на переработке импортной нефти опасно. Но слушать их власти не желали: схема приносила стабильный доход. До недавних пор нефтяная рента служила оправданием и защитой созданной за 20 лет в Беларуси институциональной среды. Падение мировых цен на нефть и сокращение российских поставок стали для белорусских властей серьезным шоком и испытанием на прочность. Если доля нефтепродуктов в общем объеме белорусского экспорта на пике в 2012 г. достигала 31,4%, но в 2015-м сократилась до 25,4%, а в 2016-м – до 17,2%, что, впрочем, все равно непропорционально много для страны, не располагающей соответствующими запасами сырья. В суммовом выражении потери выглядят еще серьезнее: в  2015 г. по сравнению с 2014-м экспорт нефтепродуктов сократился более чем на 3 млрд. USD (на 30,7%), а в 2016-м к 2015 г. – еще на 2,7 млрд. (на 40,4%), оказавшись почти вдвое меньше, чем в 2012 г. Возместить эти потери было нечем, а потому падали и объемы экспорта, а следом – доходы бюджета.

Президент на совещании упрекнул предприятия за неготовность работать в новых условиях мировых цен на нефть, «хотя должны были действовать на упреждение». Вероятно, руководство концерна «Белнефтехим» и НПЗ должны были оказаться предусмотрительнее ОПЕК и остальных стран – экспортеров нефти, включая Россию. Но случилось так, что ни правительство, ни руководители отрасли не предвидели падение экспортных цен на нефтепродукты с комфортных 833 USD/т в 2012 г., до 405 USD – в 2015-м и до авральных 311 USD/т – в 2016-м. В I квартале т.г. положение чуть лучше: цены на нефтепродукты поднялись в среднем до 434 USD/т (на 72,8% больше, чем в январе–марте 2016 г.), но и импортируемая нефть подорожала на 67,5%, да и получено ее на 29,1% меньше. В результате в количественном выражении экспорт нефтепродуктов сократился на 45,7%. По-видимому, теперь восстановление объемов экспорта нефти из РФ и доходов от нефтепереработки видится альтернативой тем структурным реформам, к проведению которых призывают МВФ и местные либеральные экономисты.

В МОДЕРНИЗАЦИЮ НПЗ вложены значительные средства, хотя запланированной отдачи от них пока нет, а падение мировых цен на нефть ставит под вопрос ее дальнейшую целесообразность, говорилось на совещании. Напомним, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы было запланировано увеличить мощности по первичной переработке нефти, повысить глубину ее переработки с 72% в 2010 г. до 92% в 2015-м, нарастить выпуск бензинов за 5 лет на 52%, а дизтоплива – на 43%. Для этого была затеяна модернизация нефтеперерабатывающих мощностей, включая строительство установки замедленного коксования в ОАО «Нафтан» и комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ. В программе на 2016– 2020 гг. запланировано завершить к 2019 г. на белорусских НПЗ проекты модернизации, в результате которых уровень переработки нефти должен повыситься до 90%, а уровень выхода светлых нефтепродуктов – до 66%. Это должно позволить увеличить выпуск высокооктановых видов бензина и дизтоплива (экологического стандарта Евро-5), снизить объемы производства топочного мазута, начать выпуск новых видов продукции.

Теперь Президент ставит в вину правительству просчеты по определению стратегии развития отрасли, отсутствие четкой программы действий. «Некомпетентная подготовка проектов, неграмотное распределение сил и средств привели к увеличению стоимости и сроков строительства – по отдельным проектам аж до 5 лет, – заявил глава государства. – Вызывает сомнение, что в декларируемом 2019 г. мы окончательно завершим модернизацию нефтеперерабатывающих заводов».

Действительно, в госпрограммах ни риски обвала мировых цен и спроса, ни варианты хеджирования от такой беды не предусматривались. Так что нынешнее положение отечественных НПЗ – прямой результат эйфории, в которой пребывали в период высоких цен страны – экспортеры нефти и один примкнувший к ним нефтепереработчик. В результате НПЗ из главных доноров бюджета и фонда национального развития превращаются в соискателей господдержки. «”Нафтан“ еле сводит концы с концами и постоянно выпрашивает помощь у государства», – возмущается Президент. Приходится экстренно выяснять, какова экономическая ситуация на НПЗ, что их ждет по итогам года, какой видит правительство стратегию развития всей отрасли в новых рыночных условиях на долгосрочную и среднесрочную перспективы.

ОДИН из главных вопросов: сколько времени и средств потребуется для завершения модернизации предприятий и повышения эффективности отрасли, какие запланированы источники финансирования. Глава государства требует не допустить провала модернизационных проектов в нефтепереработке, как это случалось в других отраслях. «Терпеть такое положение с модернизацией, которую мы планировали завершить в определенные сроки, я не намерен. Я не позволю, чтобы решения Президента были девальвированы, дезавуированы и не выполнены. Этого быть не может, – заявил А. Лукашенко. – Это касается всего, начиная от Орши и заканчивая нынешним разговором. Мне нужен объективный анализ и доклад».

Досталось и руководителям «Нафтана» и Мозырского НПЗ. Президент напомнил, что при согласовании их назначения им ставились четкие задачи по выработке программ действий в реальной ситуации. Теперь от директоров требуют не оставаться в «старой колее и катить по накатанной», а искать новые пути. При этом не уточняется, как добиться изменений в отдельно взятой отрасли, которая контролируется государством как раз по старой накатанной колее. Примером тому служат требования проанализировать проблему, принять меры и доложить о результатах, в очередной раз адресованные вертикали. При этом не подвергается сомнению, что реализация инвестпроектов «окажет непосредственное влияние на экономику страны в целом». По-видимому, предполагается, что это влияние будет исключительно позитивным. Однако тут возникает целый ряд вопросов, на которые придется искать ответ новому помощнику Президента А. Косинцу и другим ответственным лицам.

«Самая главная трудность в том, что рынки перегружены поставками как нефти, так и нефтепродуктов. Все это ведет к снижению маржинальности, – цитирует БелТА председателя концерна «Белнефтехим» Игоря Ляшенко. – В этих непростых условиях нашим НПЗ приходится изыскивать средства на реализацию инвестиционных проектов. Речь идет о немалых для республики суммах: по одному заводу это более 500 млн. USD, по другому – свыше 700 млн. Планируется, что это должны быть собственные средства и кредитные ресурсы. Но с первыми дела обстоят неважно: прибыль обоих НПЗ в последние годы существенно сократилась, особенно в долларовом эквиваленте. Остается надеяться на китайские кредиты – «если условия будут подходящими».

ЗАВЕРШЕНИЕ инвестпроектов на обоих заводах должно позволить «иметь более стабильную финансовую ситуацию и расширит горизонты по продажам нефтепродуктов», полагает председатель «Белнефтехима». У белорусских НПЗ нет иного выхода, кроме дальнейшей модернизации, сообщил «ЭГ» директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. Остановка будет означать постепенное отставание от мировых стандартов, а значит, снижение цен на продукцию  и потерю ее конкурентоспособности в недалекой перспективе. С. Куюн отмечает, что в последние годы в Азии и на Ближнем Востоке появилось несколько мегамощных НПЗ, которые за счет новейших технологий имеют настолько низкую себестоимость нефтепродуктов, что конкурируют в Европе с местными заводами на равных.

Но в долгосрочной перспективе ситуация на рынках нефти будет зависеть от изменений в других отраслях промышленности, в т.ч. в автомобилестроении. Высока вероятность, что всего через 4–5 лет станут ощутимы процессы снижения потребления нефтепродуктов, признает И. Ляшенко. Поэтому предприятия занимаются разработкой долгосрочных инвестпроектов, которые позволят диверсифицировать получаемые потоки от традиционных дизеля и бензина в направлении нефтехимии.

Финансовые показатели предприятий нефтехимии, млн.BYN (после деноминации)

Год

Нафтан

Мозырский НПЗ

Гродно Азот

Выручка

Прибыль от реализации

Чистая прибыль

Выручка

Прибыль от реализации

Чистая прибыль

Выручка

Прибыль от реализации

Чистая прибыль

2011

2144,9

250,8

119,6

1735,6

157,4

2,0

602,9

107,7

79,7

2012

3539,7

409,9

334,1

2720,1

329,6

212,4

841,3

85,5

52,1

2013

3646,7

214,7

126,4

2801,5

185,4

139,4

985,8

98,1

2,8

2014

3519,6

290,3

197,3

3292,6

436,5

324,7

1033,1

54,6

11,5

2015

4839,9

4170,7

272

4,8

349,1

4,9

1298,8

71,3

-1,99

2016

4904,5

4507,4

439,5

179,9

164,7

6,6

1256,5

-63,7

-143,4

Данные Минфина и portal.gov.by

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

На следующий день после совещания в Минске аналитики 14 глобальных инвестбанков, опрошенные The Wall Street Journal, понизили прогноз цен на нефть. По их оценкам, средняя цена Brent в этом году составит 56 USD/барр. (на 1 USD меньше, чем в предыдущем прогнозе), в следующем – 59 USD (-6 USD), а в 2019-м – 60 USD (на 16 USD меньше).

Взгляды аналитиков на рынок ухудшились впервые за последние 8 месяцев, несмотря на договоренность ОПЕК и примкнувших к ней стран, включая Россию, удерживать добычу нефти на сниженном уровне до марта 2018 г. По мнению специалистов, этого недостаточно, чтобы сократить избыточные запасы нефти, особенно на фоне наблюдающегося увеличения буровой активности и добычи в США. Банкиры полагают, что у ОПЕК нет действенной стратегии выхода, способного надолго сбалансировать спрос и предложение. Подобная перспектива должна заставить белорусских руководителей еще раз внимательно обдумать, в какой «колее» могут оказаться отечественные НПЗ к моменту завершения проектов модернизации.

Скепсис банковских аналитиков подтвердили трейдеры. В пятницу 2 июня цена нефти Brent опустилась до 49,8 USD/барр., а WTI – до 47,6 USD/барр.

Главной угрозой для нефтяной отрасли становятся новые технологии. По данным агентства Bloomberg, благодаря электромобилям в текущем году станет ненужным 28 000 баррелей нефти – в 95 раз больше, чем 6 лет назад, причем в 2016-м – на 77% больше, чем в 2015-м. Пока влияние электромобилей на глобальный рынок бензина и дизельного топлива незначительно – только 0,03% суточного потребления нефти в мире (100 млн. баррелей). Но оно очень быстро растет по мере увеличения производства электромобилей и совершенствования технологий изготовления аккумуляторов.

Хотя объем продаж электромобилей тоже невелик по сравнению с традиционными машинами, темпы их роста впечатляют. К примеру, в 2016 г. было продано на 55% больше электромобилей, чем в 2015-м, в т.ч. в США – на 44%, в Канаде – на 60%. По прогнозу Bloomberg, продажи электромобилей в 2017 г. увеличатся на 39%, а доля вытесненной нефти – на 60%. При этом тренд перехода на электротранспорт поддерживают целые государства (в т.ч. Индия и Китай) и крупные компании. Например, немецкий автоконцерн Daimler инвестирует 10 млрд. USD в создание электромобилей, а в электромобильные стартапы в 2016 г. было вложено рекордных 2 млрд. USD. Только эти инвестиции в 10 раз больше, чем средства, которые планируется вложить в модернизацию белорусских НПЗ.

В печатной версии «ЭГ» материал опубликован под названием «Колея модернизации нефтепереработки: начатые инвестпроекты придется завершать в срок»

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ