$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Кого одевают белорусские швейники

14.09.2007

«Беллегпром» объявил конкурс на лучший деловой костюм. Костюмы у нас шьют давно. Но большого выбора в торговле как не было, так и нет. Вместе с тем еще 15 лет назад «Элема» отправляла за «кордон» элегантные костюмы из тканей и тонов цвета праздника, от которого падало сердце швей, не могущих себе позволить купить такую божественную вещь. Мы одевали Европу.

Иностранные компании и сегодня доверяют белорусским швеям и другим «спецам» легпрома. Мы по-прежнему кого-то одеваем, но отечественного покупателя — чаще иностранцы. Фабрики до сих пор работают на давальцев, при этом толлинг составляет почти половину экспорта (42,5%). Считайте, сколько это, если в первом полугодии этот самый экспорт составил более четверти миллиарда «зеленых» (267,2 млн.USD).

Девятый вал дешевого азиатского импорта давно крушит надежды белорусских производителей. Под давлением азиатского размаха, эффективной маркетинговой политики российского и польского легпромов им давно уже дома стены не помогают. Хотя в концерне «Беллегпром» с осторожным оптимизмом говорят о росте. Объем производства первого полугодия составил 104,4%, рентабельность — 8,9%, чистая прибыль выросла в 1,6 раза. Вместе с тем динамика экспорта последних восьми лет составляет чуть более 5% в год, что свидетельствует об отсутствии коренного перелома в завоевании зарубежных рынков.

А дома? Запасы на складах почти не тают. На 31 июля 2007 г. они составили 287,9 млрд. Br, став меньше за год лишь на 4,7%. В концерне рассчитывают, что продукция уйдет со складов в октябре, когда закончатся отпуска и холод погонит покупателя за осенне-зимними пальто, шубами, сапогами и ботиками. Пока же нехватка оборотных средств тянет на 251,2 млрд. Br.

И сами производители, и руководство концерна считают, что мы проигрываем азиатам дома и за рубежом, в первую очередь, в цене. Против китайской дешевизны крыть нечем «по причине различия условий ценообразования и налогообложения», подчеркивают в концерне. На азиатских конкурентов работает такой важный козырь, как собственная сырьевая база. Наши большинство сырья (хлопок, шерсть, красители, комплектующие) закупают за рубежом.

Какие механизмы намерен запустить «Беллегпром», чтобы держать удар китайских конкурентов? Активней работать с розничной торговлей, повышать отдачу фирменных секций, грамотно выстраивать отношения с дилерами, осваивать новые торговые форматы — гипермаркеты.

Активизировалась деятельность зарубежной товаропроводящей сети (ТПС). Большинство структур ТПС работает сразу на несколько фирм «Беллегпрома». Но экспорт, идущий через ТПС, составляет не слишком много — чуть более 10%. Учитывая, что торгово-проводящая сеть концерна достаточно разветвлена (в ее структуру входит 144 объекта, расположенных в 14 странах мира), он предпринимает меры по совершенствованию ее работы. Есть результаты: в первом квартале 2007 г. продажи через ТПС составили 155,4%.

Больше всего объектов ТПС, конечно, в России. За 8 лет продажи там выросли более чем в два раза. Учитывая огромный рост российского рынка, отсутствие таможенных барьеров, много ли это? В концерне понимают, что это не слишком много, но причины видят только внешние: «существенные различия в условиях хозяйствования предприятий Беларуси и России». Да, у нас разные условия хозяйствования, но это не мешает той же «Милавице» и «Конте» победно шествовать по России, Украине и другим рынкам.

Чтобы «догнать и перегнать» конкурентов, предприятия концерна обновляют технологии. Чтобы вышло дешевле, закупают «гуртом»: 13 предприятий отрасли ведут переговоры с китайскими корпорациями «CATIC» и «CLETC» о покупке новых технологий.

Безусловно, новые технологи важны. Но ведь иностранные компании долгие годы размещают у нас заказы, что говорит: белорусские технологии — не худшие, и рабочая сила отвечает мировым требованиям.

Тот факт, что сделанное руками наших специалистов идет под зарубежными марками, говорит о нашем неумении грамотно продавать, неверии в себя, свои возможности. Если в стране нет менеджеров, способных обеспечить белорусским торговым маркам больший успех на рынке, может, пригласить иностранных? Или обучить своих, отправив в зарубежные стажировки? И заплатить им соответственно — здесь уравниловки быть не должно.

Опыт учит: чтобы победить конкурента, нужно изучить и взять, если нужно, на вооружение его методы работы. Тот же Китай выдерживает конкуренцию не только по ценовому фактору. Самые большие преимущества китайских производителей — быстрая реакция, надежность, деловой подход и четкое понимание запросов потребителей. Именно этого больше всего не хватает легкой промышленности Беларуси.
 
Тамара МАРКИНА