Резонанс
17.09.2002 10 мин на чтение
мин
Когда урок не впрок
Любой студент экономического учебного заведения получил бы "неуд", если бы не ответил на вопрос: "Чем отличается группировка затрат по статьям и по экономическим элементам?"...
Любой студент экономического учебного заведения получил бы "неуд", если бы не ответил на вопрос: "Чем отличается группировка затрат по статьям и по экономическим элементам?". Такой же оценки заслуживают и авторы Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги (утв. постановлением Минэкономики от 2002-04-30г. N 94) (см. "НЭГ" N 40 за 2002г.) и примерной схемы расчета тарифа на аудиторские услуги.
В СООТВЕТСТВИИ с п.2.5 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на которые идет ссылка в п.4 Инструкции, затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
-- материальные (за вычетом возвратных отходов);
-- расходы на оплату труда;
-- отчисления на социальные нужды;
-- амортизация основных средств и нематериальных активов;
-- прочие.
Пункт 2.11 этих же Основных положений не определяет перечень статей затрат, а отсылает пользователя к отраслевым методическим рекомендациям по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Например, такими Методическими рекомендациями, утвержденными Госкомпромом в 1993г. для предприятий машиностроительного комплекса, рекомендуется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям:
-- сырье и материалы;
-- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;
-- возвратные отходы (вычитаются);
-- топливо и энергия на технологические цели;
-- основная заработная плата производственных рабочих;
-- отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
-- расходы на подготовку и освоение производства;
-- износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;
-- общепроизводственные расходы;
-- общехозяйственные расходы;
-- потери от брака;
-- прочие производственные расходы;
-- коммерческие расходы.
Сравнив их со статьями, приведенными в примерной схеме расчета, мы увидим, что последняя содержит не расшифровку затрат, а неизвестно что. Если первые пять так называемых статей (кроме командировочных расходов) с некоторыми натяжками можно отнести к элементам затрат, то непонятно тогда, по какому признаку материальные затраты как элемент включены в прочие расходы (материалы, услуги сторонних организаций и др.). А такие статьи затрат, как общепроизводственные и общехозяйственные, там вообще отсутствуют. Кроме того, примерная схема дает какой-то усредненный показатель стоимости человеко-дня (часа) в целом по аудиторской организации, да еще в зависимости от того, чьи человеко-дни (часы) включить в плановый фонд рабочего времени.
Для наглядности рассмотрим следующий пример. В организации работает 10 аудиторов вместе с директором. Затраты с НДС определены в сумме 15 млн.руб. При плановом фонде рабочего времени аудиторов 210 ч/дней (1680 ч/часов) тариф за 1 человеко-день составит 71429 руб., за час -- 8929 руб.. А если плановый фонд рабочего времени рассчитать без учета фонда рабочего времени руководителя (мы не знаем, будет ли он участвовать в проверках), то суммы окажутся значительно выше (79366 руб. и 9921 руб. соответственно).
У вновь созданных аудиторских, да и любых других коммерческих организаций вообще проблематично определить тариф и стоимость услуг по предложенной схеме из-за наличия многих неизвестных и отсутствия методики их планирования. Чего стоят только арендная плата и коммунальные платежи в долларах США (евро) по курсу на день оплаты. Мало того, при постоянном изменении цен и тарифов предложенная схема расчета повлечет за собой ежемесячный перерасчет тарифов. Без применения прогнозных показателей (что предусмотрено методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию) не обойтись, ибо организация если не обанкротится в ближайшее время, то будет влачить жалкое существование. А ведь уменьшение размера премиальных, относимых на себестоимость, тоже, хочешь того или нет, заставит пересматривать тариф, иначе это грозит применением санкций.
Отсюда следует, что если стоимость аудиторских услуг и должна быть подтверждена экономическим расчетом с расшифровкой затрат по статьям, то нужно составлять не расчет тарифа в целом по организации, а калькуляцию с расшифровкой именно статей затрат, причем по каждой отдельно взятой проверке. Ведь не всякую проверку можно доверить любому аудитору. Да и заработная плата у каждого своя. Например, при заработной плате у одного аудитора 300000 руб., а у другого 150000 руб., при всех прочих равных условиях, при применении примерной схемы расчета тарифа стоимость услуг для двух проверяемых предприятий будет неодинаковой. А если еще косвенные расходы распределять пропорционально ей?
Так как зарплата аудитора является основополагающей статьей затрат в стоимости аудиторских услуг и относится к прямым расходам, калькуляция стоимости услуг по каждому договору (позаказный метод учета затрат на производство) должна выглядеть так, как приведено в таблице (пример условный).
В приведенном примере размер общехозяйственных расходов определен по отношению их к сумме основной заработной платы аудиторов за предыдущий квартал. Но как определить плановую величину общехозяйственных расходов для вновь созданных организаций?
В соответствии с п.2.5.11 упомянутых Методических рекомендаций, например, расходы по обслуживанию производства и управлению, а также другие виды расходов, по которым нет прямых норм и нормативов, включаются в плановую себестоимость в соответствии со сметами этих расходов и методикой их распределения (проценты, сметные нормативные ставки и т.п.). Вот что оказывается нужно для того, чтобы составить плановую калькуляцию!
Таким образом, для аудиторских организаций необходима не инструкция о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, а рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости аудиторских услуг. А уж калькуляцию, будьте уверены, аудиторы составят.
(в тыс.руб.)
==================================================================
NN Наименование статей Вариант I Вариант II
NN Наименование статей Вариант I Вариант II
Сумма Сумма
==================================================================
==================================================================
1. Основная заработная плата аудитора(ов) 250 375
2. Дополнительная заработная плата 50 75
3. Отчисления в ФСЗН (35%) 105 158
4. Чрезвычайный налог и отчисления в госфонд
содействия занятости (4%) 12 18
содействия занятости (4%) 12 18
5. Общехозяйственные расходы (150%) 375 563
6. Итого себестоимость (сумма строк 1--5) 792 1189
7. Прибыль (30%) 238 357
8. Отчисления (1038х2,5/100-2,5,
по первому варианту) 27 40
по первому варианту) 27 40
9. Отчисления (1065х2/100-2,
по первому варианту) 22 32
по первому варианту) 22 32
10. Стоимость услуг без НДС 1087 1618
11. НДС (20%) 217 324
12. Стоимость услуг с НДС 1304 1942
============================================================