$

2.5354 руб.

3.0615 руб.

Р (100)

3.4206 руб.

Ставка рефинансирования

8.50%

Резонанс

Когда урок не впрок

17.09.2002
Любой студент экономического учебного заведения получил бы "неуд", если бы не ответил на вопрос: "Чем отличается группировка затрат по статьям и по экономическим элементам?". Такой же оценки заслуживают и авторы Инструкции о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги (утв. постановлением Минэкономики от 2002-04-30г. N 94) (см. "НЭГ" N 40 за 2002г.) и примерной схемы расчета тарифа на аудиторские услуги.

В СООТВЕТСТВИИ с п.2.5 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), на которые идет ссылка в п.4 Инструкции, затраты, образующие себестоимость, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

-- материальные (за вычетом возвратных отходов);

-- расходы на оплату труда;

-- отчисления на социальные нужды;

-- амортизация основных средств и нематериальных активов;

-- прочие.

Пункт 2.11 этих же Основных положений не определяет перечень статей затрат, а отсылает пользователя к отраслевым методическим рекомендациям по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Например, такими Методическими рекомендациями, утвержденными Госкомпромом в 1993г. для предприятий машиностроительного комплекса, рекомендуется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям:

-- сырье и материалы;

-- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера;

-- возвратные отходы (вычитаются);

-- топливо и энергия на технологические цели;

-- основная заработная плата производственных рабочих;

-- отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

-- расходы на подготовку и освоение производства;

-- износ инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы;

-- общепроизводственные расходы;

-- общехозяйственные расходы;

-- потери от брака;

-- прочие производственные расходы;

-- коммерческие расходы.

Сравнив их со статьями, приведенными в примерной схеме расчета, мы увидим, что последняя содержит не расшифровку затрат, а неизвестно что. Если первые пять так называемых статей (кроме командировочных расходов) с некоторыми натяжками можно отнести к элементам затрат, то непонятно тогда, по какому признаку материальные затраты как элемент включены в прочие расходы (материалы, услуги сторонних организаций и др.). А такие статьи затрат, как общепроизводственные и общехозяйственные, там вообще отсутствуют. Кроме того, примерная схема дает какой-то усредненный показатель стоимости человеко-дня (часа) в целом по аудиторской организации, да еще в зависимости от того, чьи человеко-дни (часы) включить в плановый фонд рабочего времени.

Для наглядности рассмотрим следующий пример. В организации работает 10 аудиторов вместе с директором. Затраты с НДС определены в сумме 15 млн.руб. При плановом фонде рабочего времени аудиторов 210 ч/дней (1680 ч/часов) тариф за 1 человеко-день составит 71429 руб., за час -- 8929 руб.. А если плановый фонд рабочего времени рассчитать без учета фонда рабочего времени руководителя (мы не знаем, будет ли он участвовать в проверках), то суммы окажутся значительно выше (79366 руб. и 9921 руб. соответственно).

У вновь созданных аудиторских, да и любых других коммерческих организаций вообще проблематично определить тариф и стоимость услуг по предложенной схеме из-за наличия многих неизвестных и отсутствия методики их планирования. Чего стоят только арендная плата и коммунальные платежи в долларах США (евро) по курсу на день оплаты. Мало того, при постоянном изменении цен и тарифов предложенная схема расчета повлечет за собой ежемесячный перерасчет тарифов. Без применения прогнозных показателей (что предусмотрено методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию) не обойтись, ибо организация если не обанкротится в ближайшее время, то будет влачить жалкое существование. А ведь уменьшение размера премиальных, относимых на себестоимость, тоже, хочешь того или нет, заставит пересматривать тариф, иначе это грозит применением санкций.

Отсюда следует, что если стоимость аудиторских услуг и должна быть подтверждена экономическим расчетом с расшифровкой затрат по статьям, то нужно составлять не расчет тарифа в целом по организации, а калькуляцию с расшифровкой именно статей затрат, причем по каждой отдельно взятой проверке. Ведь не всякую проверку можно доверить любому аудитору. Да и заработная плата у каждого своя. Например, при заработной плате у одного аудитора 300000 руб., а у другого 150000 руб., при всех прочих равных условиях, при применении примерной схемы расчета тарифа стоимость услуг для двух проверяемых предприятий будет неодинаковой. А если еще косвенные расходы распределять пропорционально ей?

Так как зарплата аудитора является основополагающей статьей затрат в стоимости аудиторских услуг и относится к прямым расходам, калькуляция стоимости услуг по каждому договору (позаказный метод учета затрат на производство) должна выглядеть так, как приведено в таблице (пример условный).

В приведенном примере размер общехозяйственных расходов определен по отношению их к сумме основной заработной платы аудиторов за предыдущий квартал. Но как определить плановую величину общехозяйственных расходов для вновь созданных организаций?

В соответствии с п.2.5.11 упомянутых Методических рекомендаций, например, расходы по обслуживанию производства и управлению, а также другие виды расходов, по которым нет прямых норм и нормативов, включаются в плановую себестоимость в соответствии со сметами этих расходов и методикой их распределения (проценты, сметные нормативные ставки и т.п.). Вот что оказывается нужно для того, чтобы составить плановую калькуляцию!

Таким образом, для аудиторских организаций необходима не инструкция о порядке формирования тарифов на аудиторские услуги, а рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости аудиторских услуг. А уж калькуляцию, будьте уверены, аудиторы составят.
 
(в тыс.руб.)
==================================================================
NN        Наименование статей                 Вариант I Вариант II
                                                Сумма     Сумма
==================================================================
1.  Основная заработная плата аудитора(ов)       250       375
2.  Дополнительная заработная плата               50        75
3.  Отчисления в ФСЗН (35%)                      105       158
4.  Чрезвычайный налог и отчисления в госфонд
    содействия занятости (4%)                     12        18
5.  Общехозяйственные расходы (150%)             375       563
6.  Итого себестоимость (сумма строк 1--5)       792      1189
7.  Прибыль (30%)                                238       357
8.  Отчисления (1038х2,5/100-2,5,
    по первому варианту)                          27        40
9.  Отчисления (1065х2/100-2,
    по первому варианту)                          22        32

10. Стоимость услуг без НДС                     1087      1618
11. НДС (20%)                                    217       324
12. Стоимость услуг с НДС                       1304      1942
============================================================

Автор публикации: Василий ПАСЕВИЧ,аудитор


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное