Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №72(2569) от 23.09.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5452
EUR:
2.5133
RUB:
4.2199
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
24.01.2006 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОГДА СУД НЕ НАБЛЮДАЕТ, А ДЕЙСТВУЕТ

25 января в Гродно состоится расширенное совещание хозяйственного суда области, на котором будут проанализированы результаты его работы в 2005 г. и намечены новые планы. Завтра специалисты оценят яркую статистику заявленных исков, рассмотренных дел и исполненных решений...

25 января в Гродно состоится расширенное совещание хозяйственного суда области, на котором будут проанализированы результаты его работы в 2005 г. и намечены новые планы. Завтра специалисты оценят яркую статистику заявленных исков, рассмотренных дел и исполненных решений.

Сегодня некоторые злободневные аспекты деятельности этого важного и авторитетного органа экономического правосудия страны комментирует, по просьбе "ЭГ", председатель суда Валерий КОСТЮКЕВИЧ.

Партнер или мошенник?

Хозяйственные суды стали заметным индикатором острых проблем в отечественной экономике. Как только в любом ее сегменте накапливаются нестыковки, слабости, узкие места - они обязательно выливаются в споры участников делового оборота.

Сейчас на первое место вышли неплатежи. Если в 2004 г. споры по расчетам составляли 85% от всех рассмотренных дел в порядке искового производства, то уже по итогам минувшего года - 92%. Стороны заключают договоры, а исполнить их далеко не всегда получается. Чаще всего сделку губит стечение обстоятельств: могут подвести контрагенты, сказаться неблагоприятная конъюнктура рынка и другие причины - их не перечесть. Порой изначально преследуется корыстный умысел, когда субъекты, особенно коммерческие структуры, идут на любые уловки, чтобы обогатиться за счет партнера или спрятаться от налогов. Это и незаконное, несанкционированное перемещение товаров по области и за ее пределы, использование фиктивных либо поддельных накладных. Отдельные предприниматели берут на хранение товар друг у друга, чтобы не показывать его у себя по бухгалтерии. При этом никаких документов нет, договор хранения не заключается. И когда налоговый орган начинает разбирательство и в итоге товар изымает - его незадачливый хозяин сразу обращается в суд с заявлением.

Справедливости ради необходимо отметить, что многих проблем в бизнесе могло не быть, если бы предприятия проверяли надежность потенциальных контрагентов. К сожалению, такой возможности у них нет. Национальный банк до сих пор не решил вопрос об открытости сведений о кредитоспособности отечественных предприятий и предпринимателей. За рубежом кредитная репутация - свидетельство деловой прозрачности и надежности предприятия, ею гордятся. У нас же, наоборот, каждый стремится скрыть информацию о себе. Единственно авторитетный на сегодня источник получения сведений о легитимности партнера - это управление Единого государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции. Но даже он не дает информации об уровне финансовой устойчивости потенциального контрагента. В результате вместо нормальной работы почти неизбежны разногласия и споры, которые призван разрешить хозяйственный суд.

Требуются... судьи

Вообще уровень конфликтности в экономических отношениях растет. Без малого 5000 исков, заявлений и обращений было рассмотрено хозяйственным судом Гродненской области в прошлом году, на 1200 больше, чем в 2004 г. В целом рост обращений составил 34%!

Вместе с тем судей в хозяйственном суде как было девять, так и осталось. Нагрузка критическая: более 45 обращений в месяц рассматриваются каждым из них при норме в 30 дел! Для полного и всестороннего рассмотрения дела, оформления процессуальных документов, написания решений, выполнения другой текущей работы у судей просто физически не хватает времени, и они вынуждены занимать свои вечера и выходные дни. Есть трудности и другого рода - всего 4 судебных секретаря занимаются ведением протоколов заседаний, оформлением дел, подготовкой и отправкой судебной корреспонденции. На пределе возможного работает и служба судебных исполнителей. В "обойме" каждого из них находится 2-3 района области. Невозможно объехать такую территорию за один день командировки. Поэтому судебные исполнители вынуждены отправляться в дорогу в понедельник и возвращаться в пятницу с тем, чтобы за субботу-воскресенье оформить необходимые документы по делам. Если суд вынес решение, его надо обязательно исполнить, иначе грош цена всем нашим усилиям. Ведь каждый взыскатель ждет своих денег или имущества. Он выиграл спор, и это его законное право...

Словом, хоть и не в правилах суда сетовать на судьбу, надо все же сказать откровенно: экономическому правосудию необходима кадровая поддержка. Иного в сложившихся условиях не дано. Иначе можно потерять в качестве судебной работы, а этого допустить нельзя. Тем более что сейчас суд особое внимание уделяет рассмотрению социально значимых дел и проблем, которые напрямую влияют на судьбу людей, о которых  знает и переживает все население города и области.

Так, благодаря совместным усилиям местных властей и хозяйственного суда удалось поставить точку в деле о банкротстве предприятия "Гроднотекстиль". Задолженность перед кредиторами более чем в 5 млрд. руб. могла оказаться роковой для полутысячи работников предприятия. А ведь это означает, что пострадали бы и их семьи. Не случайно в Указе № 508 от 2003-11-12 г. "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" Президентом поставлена задача принимать исчерпывающие меры для оздоровления социально значимых предприятий. Работая в этом ключе, хозяйственный суд проводит серьезную профилактическую работу. При угрозе взыскания сумм, которые могут повлечь банкротство такого должника, незамедлительно информируются учредители и собственники предприятия, местные органы исполнительной власти, Департамент по санации и банкротству.

Шанс для выживания

Сейчас, к слову, в суде рассматривается около 30 дел по процедуре банкротства. Это в основном коммерческие фирмы-"призраки", которые давно ютятся на обочине деловой жизни. Иски к ним обычно предъявляют налоговые инспекции, поскольку ликвидировать предприятия, у которых остались долги перед бюджетом, без процедуры банкротства не позволяет действующее законодательство. А зря. Вопрос об упрощенном порядке ликвидации таких организаций-пустышек ради экономии времени и больших средств Высший хозяйственный суд давно предложил включить в повестку дня законодателя, но он, к сожалению, так и остается в области риторики.

Проблема хозяйственного здоровья напрямую зависит от самочувствия кредитной сферы, оперативного оборота денег. Поэтому суд активно занимается решением разногласий и споров в банковском секторе экономики - как на выездных семинарах-совещаниях с участием представителей банков и заемщиков, так и непосредственно при рассмотрении исков к должникам, в ходе исполнения судебных решений. Не всегда это легко дается. Судебным исполнителям приходится порой изыскивать мало-мальски ликвидное имущество, а затем организовывать непростые торги по его продаже. Эти принудительные действия неудачливые заемщики часто встречают в штыки, идут на любые уловки вплоть до представления суду и взыскателям липовых документов. И тогда суд вынужден заново распутывать хозяйственный конфликт, но уже с участием правоохранительных органов.

Так или иначе, но сумма кредитной задолженности в области неуклонно сокращается. Другое дело, что этот процесс должен всегда проходить с учетом реального положения должника. Последнее у предприятия отбирать нельзя, если у него есть хотя бы малейший шанс подняться с колен. Показателен в этом смысле пример известного в Сморгонском районе УДП "Сольский овощесушильный завод". Судебным исполнителям в результате завершения пяти исполнительных производств удалось безболезненно для предприятия сократить его задолженность перед ОАО "Белагропромбанк" с 400 до 73 млн. руб., и теперь завод продолжает работать.

Разумеется, хозяйствующий субъект должен прежде всего сам не только уметь, но и желать использовать этот шанс для выживания. Почему столь острой остается проблема неплатежей на селе? Не в последнюю очередь потому, что руководители предприятий агросектора ведут себя совершенно пассивно в отстаивании своих интересов, демонстрируя, как ни странно, полное отсутствие инициативы! В 2005 г. хозяйственный суд рассмотрел более 700 исков с участием сельхозпредприятий, и лишь в 7% дел они выступили истцами. Соответственно выглядят и суммы взысканных средств - на 7,4 млрд. руб. опустел карман агропредприятий, а сами они получили лишь 425 млн. руб. И это при том, что из всех предъявленных к ним сумм взыскана лишь половина. Но и 7,4 миллиарда - это фонд заработной платы крепкого хозяйства за целый год, а может, и более!

"Черные" белые схемы

Удручает и примиренческая, если не сказать равнодушная позиция иных начальников республиканского масштаба. Бывает, что некая экономическая проблема давно переросла локальный характер, порождает массу управленческих несуразиц и конфликтов, но никто из ответственных чиновников и пальцем не шевельнет, чтобы изменить губительный порядок вещей. Не понятно, почему, например, никого не насторожил тот факт, что за один только прошлый год хозяйственный суд области вынужден был рассмотреть свыше 120 (!) исков республиканского объединения "Белагросервис" о взыскании с сельхозпроизводителей свыше 5 млрд. рублей задолженности - это львиная доля всех дел, касающихся агросектора.

А началось все с совместного приказа Минэкономики, Минфина и Минсельхозпрода от 22.04.1999 г. №34/90/85, согласно которому это предприятие получило единоличное право финансировать (преимущественно за счет средств республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки) приобретение и передачу на условиях долгосрочной аренды тракторов, сельхозмашин и оборудования субъектам хозяйствования РБ, занятым в аграрной отрасли. В то же время право выбора и распределения отечественной и импортной техники по районам и хозяйствам осталось за Минсельхозпродом. Разумеется, при такой близорукой схеме работы столичные менеджеры не способны учесть реальные потребности организаций, экономическую целесообразность и окупаемость своих лизинговых проектов. Уравнительный принцип привел к распылению государственных ресурсов, поскольку многие сельхозпроизводители давно перестали отвечать по своим обязательствам и не способны возвратить деньги за арендованную технику. Импортные комбайны не спасли, а наоборот, вогнали слабые хозяйства в неоплатные долги.

На наш взгляд, инициатива лизингового проекта должна исходить не от государства, а от конкретного сельхозпроизводителя и под конкретную программу работ. Тогда строгое соблюдение условий возвратности средств позволит "Белагросервису" многократно использовать потенциал лизинговых фондов и даже наращивать его из года в год. Может быть, надо на конкурсной основе открыть доступ к бюджетным средствам на закупку сельхозтехники и другим лизинговым операторам. В первую очередь тем, которые, скажем, будут создаваться в областях и районах по отраслевому принципу, специализируясь на поставках техники и оборудования под производство конкретной продукции - зерна, сахара, овощей, мяса и молока. Но в любом случае пора убрать конфликтную основу из хозяйственного механизма, который вынуждает "Белагросервис" возобновлять из года в год этот бесконечный и бессмысленный поток судебных исков.

... Казалось бы, у суда своих забот хватает и незачем отвлекаться на чьи-то управленческие заморочки. Действительно, можно написать частное определение в адрес должностного лица: устраните и доложите! Но сегодня этого мало. Суд обязан не просто констатировать - нарушил ответчик закон или не нарушил, прав истец или не прав, а смотреть в корень проблемы. Он должен понять, что кроется за очередным спором - разовый случай, проба пера для крупной аферы или, наоборот, искусственный барьер на пути к эффективному хозяйствованию. Поймет, разберется и тогда судебное решение обязательно принесет большую пользу для дела. Ради нужного результата мы стучимся и будем стучаться в любые двери.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by