$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КОГДА СПАД АКТИВНОСТИ НЕ ПОМЕХА

27.01.2012

Эффективные рекламные коммуникации способствует успеху любого бизнеса. Однако прошедший год в этом плане оказался довольно непростым для большинства белорусских предприятий. По данным маркетингового исследования РА «Белая корона», проведенного в 2011 г., белорусские предприятия столкнулись с рядом проблем. О них рассказывает директор рекламного агентства «Белая корона», основатель и член Консультационного совета Ассоциации рекламных организаций Республики Беларусь, продюсер Международного фестиваля маркетинга и рекламы «Белый квадрат» Алена УСТИНОВИЧ.

 

К числу главных проблем в сфере маркетинга и рекламы, названных отечественными предприятиями, можно отнести ограниченный бюджет на коммуникационные мероприятия (39,4%), падение спроса на товары и услуги (33,3%), низкую платежеспособность целевой аудитории (21,2%), неконкурентоспособность цены (15,2%) и государственное регулирование цен (9,1%). Были также названы отсутствие новых каналов сбыта, введение ограничений для предприятий на закупку импортных товаров, что существенно снизило круг потребителей.

 

Исследование показало, что лишь у 9% респондентов коммуникации остались на прежнем уровне в соответствии с установленным планом. У 33,3% рекламные кампании в СМИ сократились в среднем на 49,5%, а у 30,3% произошло снижение PR-активности в среднем на 37,6%.

 

Проблемы на валютном рынке заставили большинство предприятий существенно сократить свои маркетинговые и рекламные бюджеты. Тем не менее, понимая, что кризис — это еще и возможность занять новую нишу на рынке, некоторые, наоборот, усилили свою коммуникационную активность. Согласно нашему исследованию 9,1% белорусских предприятий усилили PR-активность в среднем на 16%, а 15,2% респондентов увеличили рекламу в СМИ в среднем на 39%, что еще заметнее на фоне общего спада.

 

Кризис не может продолжаться вечно. После него обязательно следует рост, поэтому многие предприятия считают, что сокращение расходов на продвижение продукции — далеко не лучший способ оптимизации расходов. При этом даже крупные предприятия, располагающие собственными службами маркетинга, в подавляющем большинстве (72%) прибегают к помощи рекламных агентств. Более высокая эффективность такого варианта рекламной коммуникации, разработанная агентством, объясняется тем, что работники агентств, как правило, профессионалы, которые ежедневно сталкиваются с широким спектром маркетинговых ситуаций, имеют налаженные взаимоотношения со СМИ, а также предоставляют предприятиям дополнительные бонусы: консалтинговые и сервисные услуги. К тому же агентство способно взглянуть на проблемы клиентов со стороны, исключая воздействие субъективных факторов.

 

Опрос руководителей белорусских предприятий выявил главные факторы, влияющие сегодня на выбор партнера в сфере оказания маркетинговых и рекламных услуг. Наиболее предпочтительными для компаний являются оперативное выполнение работ (54,5%), их высокое качество (51,5%), наличие креативных идей (42,4%), приемлемая стоимость услуг (39,4%), высокая репутация агентств и наличие в них знакомых сотрудников (24,2%), компетентность специалистов и возможность заказать полный комплекс услуг в одном месте (18,2%).

 

Особое место в эффективном планировании коммуникаций занимает образование специалистов маркетинговых служб. Потребность в их профессиональном обучении и повышении квалификации испытывают 67% респондентов. По мнению директоров предприятий, участвовавших в исследовании, сегодня наиболее необходимые направления для изучения — это нестандартные рекламные кампании (40,9%), методика их планирования (31,8%), стратегический маркетинг (36,4%), проведение маркетинговых исследований и малобюджетных рекламных кампаний (27,3%), бренд-менеджмент (22,7%), креатив (18,2%).

 

Как показали результаты исследования, потребность в профессиональном обучении среди белорусских компаний очень высока. Это позволяет надеяться на повышение компетенций специалистов, более эффективное использование маркетинговых и рекламных бюджетов уже в самое ближайшее время.

 

Маркетинг и реклама — это те сферы бизнеса, которые находятся в постоянном развитии и более всего подвержены изменениям и инновациям. Радует, что в нашей стране, в т.ч. и благодаря научно-образовательной программе фестиваля «Белый квадрат», появилась возможность получать бесценный практический опыт в построении эффективных коммуникаций от самых ярких и талантливых представителей рекламного рынка не только Беларуси, но и стран СНГ и Европы, что особенно ценно для повышения конкурентоспособности предприятий как на отечественном, так и на зарубежных рынках. На IV «Белом квадрате», который пройдет 19–21 апреля, в научно-образовательной программе будет уделено особое внимание темам и вопросам, волнующим руководителей белорусских предприятий с точки зрения повышения эффективности коммуникаций.