$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Когда скорость не нужна

21.12.2010

Сегодня внешние государственные долги находятся в центре внимания правительств, международных финансовых организаций и аналитиков. Именно с этой стороны ожидаются главные угрозы мировой экономики. На фоне нынешних долговых проблем Ирландии или Греции ситуация в Беларуси выглядит вполне благополучно. С одной стороны, это радует, а с другой — не должно успокаивать: ведь и нам придется платить долго и много.

По данным Нацбанка, валовой внешний долг нашей страны с начала года увеличился на 16% и достиг 25,593 млрд. USD на 1 октября, в т.ч. долгосрочный долг — на 19,3%, до 14,471 млрд. USD, а краткосрочный — на 12,04%, до 11,122 млрд. USD. Внешний долг органов госуправления возрос с начала года на 19,2%, до 9,97 млрд. USD, причем наиболее стремительный рывок произошел в III квартале — сразу на 10,5% (2,4 млрд. USD). Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования прибавил 25,3% и достиг 531 млн. USD.

Задолженность коммерческих банков за 9 месяцев выросла на 30%, до 4,617 млрд. USD. Внешний долг секторов экономики увеличился на 8,2%, до 9,651 млрд. USD. Основа его — краткосрочные долги — выросли на 8,5%, до 7,925 млрд. USD, в т.ч. торговые кредиты — на 18,4%, до 6,740 млрд. USD. Долгосрочные кредиты и займы предприятий увеличились на 6,8%, до 1,726 млрд. USD. Задолженность прямым инвесторам в рамках межфирменного кредитования субъекты нарастили на 3,1%, до 823,8 млн. USD.

В свою очередь, по данным Минфина, государственный долг Беларуси за 10 месяцев увеличился на 23%, до 37,441 трлн. Br на 1 ноября. При этом внешний госдолг в рублевом эквиваленте за январь–октябрь вырос на 28,8%, до 29,058 трлн. Br, а внутренний — на 6,3%, до 8,382 трлн. Br. В то же время долг центрального правительства возрос на 23,7%, до 30,569 трлн. Br, а долг предприятий, гарантированный правительством, — 6,872 трлн. Br (+19,8%).

В целом валовой внешний долг достиг 48,8% ВВП против 45,1% в начале года. Показатель более чем скромный по сравнению с США или рядом европейских стран, где внешний долг намного превышает установленный маастрихским соглашением лимит, достигая порой 80–110% ВВП. Однако настораживает скорость, с которой растет белорусский внешний долг. Ведь еще на 1 января 2009 г. он составлял лишь 24,9% ВВП. Такими темпами можно очень быстро перешагнуть 60% — рубеж безопасности, за пределами которого каждый процент роста внешнего долга начинает тормозить экономический рост.

К тому же отношение внешнего долга к ВВП, как уверяют некоторые зарубежные экономисты, не дает полного представления об истинном положении дел. Так, по мнению профессора экономики Бостонского университета Лоренса Дж. Коткликоффа, долгосрочные бюджетные перспективы страны в большей степени определяет фискальный разрыв — разница между приведенной стоимостью платежей и поступлениями правительства. Он показывает рубеж способности государства выполнять свои обязательства. Если в долгосрочной перспективе поступления меньше, чем платежи, то, считает Коткликофф, правительству необходимо задуматься об изменении своей текущей налогово-бюджетной политики. Ведь за нынешние заимствования придется расплачиваться будущим поколениям.

Сегодня в Беларуси в расчете на душу населения валовой внешний долг составил 2,7 тыс. USD против 2,3 тыс. на 1.01.2010 г. и менее 1,6 тыс. на 1 января 2009 г. Сумма небольшая, по меркам Евросоюза, но весьма существенная для небогатых белорусов — ведь она превышает средний полугодовой заработок. Разумеется, лично никто зарубежным кредиторам не платит. Но из республики на обслуживание внешнего долга за 9 месяцев ушло 3,871 млрд. USD (в т.ч. 3,445 млрд. — выплаты по основному долгу, а 426 млн. — платежи по процентам), что эквивалентно 9,9% ВВП, или 18,6% экспорта. В последующие годы придется платить еще больше. И если абсолютные цифры известны, то реальная текущая стоимость обслуживания внешнего долга должна определяться с учетом дисконтирования (т.е. корректироваться на будущую инфляцию, размер которой предсказать очень сложно). К тому же, весьма вероятно, что заимствования за рубежом будут продолжаться. Но чтобы финансировать внешний долг, надо либо занимать все больше и больше, либо повышать налоги, либо увеличивать инфляцию, печатая деньги. Каждый из этих способов опять-таки неизбежно ведет к снижению темпов экономического роста. А потому не исключено, что придется кардинально менять планы по снижению налоговой нагрузки, уточнять размеры господдержки экономики и социальной сферы.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях