Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Когда рост не в радость

Итоги работы организаций торговли и бытового обслуживания населения за 2002г., а также основные направления, по которым отрасль должна развиваться в 2003г., обсуждены на коллегии Минторга...
Итоги работы организаций торговли и бытового обслуживания населения за 2002г., а также основные направления, по которым отрасль должна развиваться в 2003г., обсуждены на коллегии Минторга.

Как отметил в своем выступлении министр Александр Куличков, объем розничного товарооборота в минувшем году составил 11,7 трлн.руб. (6,5 млрд. USD) и вырос по сравнению в предыдущим годом на 12,9%, что вдвое превышает установленные прогнозные показатели. За счет опережающего роста продаж непродовольственных товаров, в т.ч. длительного пользования, несколько улучшилась структура потребления. В рамках Программы развития внутренней торговли республики на 2001--2005гг. реализован ряд инвестиционных проектов, выше запланированного прирост инвестиций, осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению, внедрению на торговых объектах прогрессивных технологий. Динамично развивалась сфера бытового обслуживания населения. Реализация бытовых услуг через все каналы в сопоставимых ценах увеличилась по сравнению с 2001г. на 19,4%, что значительно выше прогнозных показателей, определенных программой развития отрасли. Объем услуг на душу населения возрос на 3%, промышленных -- на 19%.

Вместе с тем на внутреннем рынке обострились проблемы, связанные с конкурентоспособностью отечественных товаров, что выразилось в снижении их продаж по отдельным позициям, увеличении остатков в промышленности и торговле. По-прежнему не в полной мере в решении этих вопросов задействованы крупные оптовые организации. Недостаточными темпами наводится порядок на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, доля торговли на которых растет и составляет нынче в среднем по республике 35%.

Явно недостаточными оказались усилия по оздоровлению организаций торговли и общественного питания. Крайне низкой остается рентабельность розницы -- 0,22%, снизившаяся по сравнению с 2001г. в 2 раза, опта -- 0,1%. Убыточен общепит. В целом убыточны 32% предприятий отрасли.

Велика задолженность поставщикам Минсельхозпрода за мясомолочную продукцию и энергоносители. Не до конца сформирована система органов управления, особенно в вопросах контроля за рекламой, защитой прав потребителей, сферой обслуживания, внешнеэкономической деятельности.

Комитетом госконтроля вскрыты существенные недоработки Министерства и торговых организаций в вопросах развития внутренней торговли. В частности, отмечена недостаточная последовательность и настойчивость по выполнению возложенных на Минторг функций, слабый контроль за уже принятыми решениями.

Определяя направления предстоящей работы, министр отметил, что одним из важнейших факторов наполнения внутреннего рынка является выпуск новых видов отечественных товаров, пользующихся повышенным спросом у населения и не производимых в республике. При этом нельзя отказываться и от таких рычагов государственного регулирования, как доведение минимальных ассортиментных перечней, выработка мер ответственности за их соблюдение. Требуется коренной пересмотр организации и проведения ярмарок по закупу товаров, формирования договорных отношений между промышленностью и торговлей, усиление обоюдной ответственности сторон за их исполнение.

Беларусь сегодня имеет высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции. Надо рационально использовать эти ресурсы и не допускать вытеснения с рынка товаров, производимых в республике. Важным шагом в этом направлении стало принятие в конце прошлого года декретов Президента, регулирующих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий. В целях недопущения сбоев в обеспечении населения, а также ущемления интересов торговых организаций исполкомы должны организовать своевременную выдачу соответствующих лицензий. Уже сейчас необходимо пересмотреть перечень мест розничной продажи табачных изделий и алкогольных напитков и аннулировать ранее выданные лицензии на торговлю ими там, где теперь это запрещено. Тем более, что впервые на Минторг возложены обязанности государственного надзора за оборотом табачных изделий и составление протоколов о правонарушениях.

Переход на новые формы работы с промышленностью через комиссионные и дилерские договоры позволил обеспечить стабильное существование оптовых баз, восстановить их функции. Оптовые базы в первую очередь должны формировать структуру каналов товародвижения для обслуживания крупных производителей продукции с целью ее беспрепятственного перемещения по территории республики. Второе важное направление в работе опта -- организация комплексного товароснабжения розничной сети и индивидуальных предпринимателей, других покупателей в районах их деятельности с предоставлением получателям полного цикла услуг коммерческого характера.

Развитию оптовой торговли будет содействовать создание постоянно действующих республиканских и региональных выставок-ярмарок. Республиканскую планируется разместить на площадях концерна "Белресурсы".

Особое внимание надо уделить экспорту товаров. В целом по республике за прошлый год внешнеторговый оборот увеличился почти на 7%. Вместе с тем сальдо внешней торговли сложилось отрицательным. Причиной тому -- снижение объема продаж в Российскую Федерацию. Поэтому концерну "Белресурсы" поручено создать в каждом из семи федеральных округов России и в Москве выставочно-ярмарочные центры, основными функциями которых должна стать информационно-рекламная деятельность по продвижению белорусских товаров, оптово-розничная торговля, создание консигнационных складов.

По-прежнему актуальным остается вопрос упорядочения торговли на вещевых, продовольственных и смешанных рынках. В течение двух ближайших лет предстоит обеспечить применение индивидуальными предпринимателями КСА для 15 тыс. торговых мест на 600 объектах торговли. Кроме того, на 42 обустроенных торговых объектах более чем на тысячу торговых мест предусмотрено применение кассовых аппаратов при реализации сложнотехнических товаров, изделий из меха и кожи, одежды и т.д.

Частная торговля является неотъемлемой частью внутреннего потребительского рынка и, как остальные субъекты торговли, должна предоставлять покупателям все большее количество услуг и возможностей. Нужно в ближайшее время доработать новые Правила торговли на рынках, в которых будут четко прописаны права и обязанности администрации рынка и продавцов. Проект подготовлен с учетом норм Декрета Президента от 2003-01-27г. N 4, которые, по мнению Минторга, должны обеспечить создание равных условий для индивидуальных предпринимателей и организаций торговли.

Одновременно с упорядочением рыночной торговли необходимо перестроить работу стационарной сети, подчеркнул министр. Предстоит серьезная работа по внедрению прогрессивных технологий продаж, развитию торговой инфраструктуры, в т.ч. за счет привлечения иностранных инвестиций, строительства современных торговых комплексов, супер- и гипермаркетов, торговых центров, магазинов-складов.