$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

КОГДА ПРОГРЕСС НЕКСТАТИ©

31.03.2015

В России, как и в Беларуси, власти активно ищут дополнительные источники для пополнения скудеющей в условиях экономического кризиса казны. При этом, пока министры уверяют, что новые налоги вводиться не будут, а ставки имеющихся не повысятся, в Госдуму вносятся проекты, прямо предусматривающие обратное, например, замену единой 13-процентной ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) прогрессивной шкалой.

Единая ставка налога на доходы физических лиц была введена в РФ еще в 2001 г., на 8 лет раньше, чем у нас, и, по данным российских источников, за первые же 10 лет собираемость НДФЛ увеличилась в 8 раз. Правда, этому способствовала не только плоская шкала, но и расширение круга плательщиков, например, за счет военных. Тем не менее положительный результат для казны был очевиден.

Теперь, в условиях экономического кризиса, который, скорее всего, будет затяжным, властям РФ кажется целесообразным перераспределить налоговое бремя, усилив его за счет более состоятельных россиян. Таковыми согласно одному из проектов предлагается считать тех, кто зарабатывает свыше 5 млн. RUB в год. С доходов в диапазоне от 5 до 50 млн. RUB в год при принятии такой шкалы придется заплатить в казну 18%, от 50 до 500 млн. RUB — 23%, а свыше 500 млн. RUB — 28%. Таким образом, налоговая нагрузка на самых богатых увеличится более чем вдвое. Другой вариант предполагает введение двухступенчатой шкалы с уменьшением облагаемой суммы на минимальную оплату труда. Тогда низкооплачиваемые категории граждан, получающие до 40 тыс. RUB в месяц, будут фактически платить менее 13%, от 40 до 100 тыс. — 13%, а свыше 100 тыс. RUB — 16%.

Учитывая, что, по оценкам российских экспертов, каждый пятый работник в стране получает зарплату «в конвертах», это явление в случае увеличения налога может стать еще более масштабным. Правда, сторонники прогрессивной шкалы уверяют, что отказ от единой ставки НДФЛ мало повлияет на доходы основной массы населения, поскольку 70–80% работающих имеют доходы до 1,2 млн. RUB в год, причем на 500 тыс. из 55 млн. работающих в РФ приходится свыше 80% всей заработной платы. С другой стороны, при единой ставке те, кто зарабатывает много, также платят в бюджет значительно больше налогов. Например, с дохода в 1 млн. RUB по ставке 13% платится 130 тыс. в месяц, а с 10 млн. — 1,3 млн. RUB.

Не случайно попытки увеличить налоговое бремя на богатых и перераспределить доходы в пользу бедных многие называют узаконенным вымогательством, а писательница Айн Рэд — и вовсе мародерством. Современные научные исследования показывают, что высокие ставки подоходного налога и налог на роскошь приводят не столько к пополнению казны, сколько к оттоку состоятельных плательщиков. Так что если повышение акцизов на табачные изделия, может быть, и отучит людей курить или хотя бы сократит число курильщиков, то прогрессивная шкала подоходного налога вряд ли отучит от желания хорошо зарабатывать.

Плоская шкала налога на доходы физических лиц применяется сегодня во многих странах, в т.ч. в Болгарии, Эстонии, Чехии, Литве, Македонии и некоторых других — в основном в развивающихся странах с невысокими доходами населения. Прогрессивная шкала характерна для большинства развитых стран с иной налоговой культурой, причем и нагрузка на фонд оплаты труда там ниже за счет иной системы страховых взносов. Более того, опыт повышения налогов на физических лиц, как показали исследования Центра стратегических исследований ФБК, не оправдывает ожиданий роста экономики и бюджетных поступлений. Скорее, наоборот — можно ожидать оттока капитала и снижения инвестиций. Плоская шкала НДФЛ изначально была одним из стимулов оставаться налоговым резидентом РФ и платить налог в российский бюджет. Поэтому, особенно в сегодняшней экономической ситуации, вряд ли переход к прогрессивной шкале будет способствовать легализации доходов и сокращению так называемой теневой занятости. Переход к прогрессивной шкале увеличит и затраты на налоговое администрирование, поскольку придется вводить декларирование совокупного годового дохода, а это и мы, и россияне уже проходили.

Аналогичная дилемма может возникнуть и в Беларуси. В этом году ставка подоходного налога уже выросла на 1%. Замминистра по налогам и сборам Михаил Рассолько недавно заверил, что у нас вопрос о введении прогрессивной шкалы пока не рассматривается. При этом он высоко оценил результат введения в 2009 г. единой ставки подоходного налога — объем поступлений от индивидуальных предпринимателей повысился, а их доля выросла с 9–10% почти до 20%, существенно опережая удельный вес налога на прибыль. Одновременно власти готовят нормативный акт, призванный «сокрушить» выплату «зарплат в конвертах», в частности, с помощью освобождения работников, сообщивших о подобных фактах, от штрафов. Правда, это не устранит экономические причины такого явления — и, прежде всего, высокую нагрузку на фонд оплаты труда из-за отчислений в Фонд социальной защиты населения.

Вместо увеличения ставок основных налогов возможны иные способы повышения фискального бремени. Так, многие власти в ряде регионов Беларуси уже воспользовались правом введения повышающих коэффициентов к налогам на недвижимость и на землю, индексируются ставки единого налога, планируется существенный рост ставок госпошлин. Кроме того, можно увеличить налогооблагаемую базу с помощью «технических средств» — от отсрочки вычета НДС до запрета применять «упрощенку» отдельным категориям плательщиков.

Валерия ГЕРАСИМОВА