Когда платежка идет на возврат
Корректное оформление платежных документов обеспечивает их своевременное исполнение банком. Вместе с тем на практике встречаются недостатки, обусловливающие обоснованное возвращение платежных инструкций банком.
Согласно п.п. 13, 26 и 58 Инструкции о банковском переводе, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2001 № 66 (далее – Инструкция), при осуществлении банковского перевода банки обязаны проверять расчетные и иные документы на предмет их подлинности, оформления и порядка заполнения обязательных реквизитов в соответствии с требованиями Инструкции, если иное не установлено актами законодательства. При приеме на инкассо платежных требований помимо проверки правильности их оформления и заполнения обязательных реквизитов банк, обслуживающий взыскателя, дополнительно проверяет наличие исполнительного документа, возможность его приема по сроку давности, соответствие суммы платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу.
При наличии на исполнительном документе отметок о частичной оплате суммой исполнительного документа считается сумма, указанная в нем, за вычетом ранее оплаченных сумм. Сумма, указанная в платежном требовании, должна быть меньше либо равна сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу, сумма электронного платежного требования должна соответствовать сумме электронного исполнительного документа.
Ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в расчетных и иных документах, несут оформившие их плательщик, бенефициар (взыскатель).
Как следует из содержания п. 21 Инструкции, банки не принимают от клиентов к исполнению (на инкассо) расчетные и иные документы в случаях:
– нарушения требований к их оформлению и порядку заполнения обязательных реквизитов, установленных Инструкцией, иными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов;
– наличия исправлений и подчисток;
– затруднения при чтении реквизитов;
– несоответствия подписей плательщика, бенефициара (взыскателя) и оттиска печати на расчетном или ином документе заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати, отсутствия подписей либо печати (при ее наличии в заявленных в банк образцах подписей и оттиска печати);
– непрохождения в банке электронным документом или электронным сообщением процедур безопасности;
– поступления расчетного или иного документа по истечении срока, установленного п. 11 Инструкции.
Также банк-отправитель не принимает к исполнению платежные инструкции в случаях:
– отсутствия у плательщика правовых оснований для осуществления перевода денежных средств;
– непредставления в случаях, установленных законодательными актами или нормативными правовыми актами Нацбанка, плательщиком соответствующих документов либо несоответствия данных платежных инструкций данным представленных документов;
– несоответствия номера счета наименованию плательщика, неправильного указания наименования плательщика и (или) номера счета плательщика;
– в случаях, предусмотренных ч. 2 п. 26, ч. 1 п. 50 и ч. 1 п. 63 Инструкции.
Формы платежного поручения, требования и перечень информации, подлежащей указанию в них, установлены приложениями 1–3, и 8–9 к Инструкции.
Наиболее часто ошибки допускаются плательщиками в указании наименования плательщика (бенефициара). Кроме того, плательщики могут указывать неверное наименование валюты платежа: вместо «белорусский рубль» – «рубль». В то же время согласно ст. 11 Банковского кодекса, а также ст. 298 ГК денежные обязательства на территории Республики Беларусь должны быть выражены в официальной денежной единице Республики Беларусь (белорусском рубле).
В соответствии с п. 13 Инструкции ответственность за достоверность и правильность информации, указанной в расчетных и иных документах, несут плательщик, бенефициар (взыскатель), их оформившие.
С учетом изложенного рекомендуем при оформлении платежных документов строго соблюдать требования, предъявляемые к их содержанию, не допуская упрощения и сокращения формулировок, не предусмотренных законодательством.