$

2.6264 руб.

3.0570 руб.

Р (100)

3.3365 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Личное

Когда «отвяжут» дорожный сбор от техосмотра

18.07.2020
Когда «отвяжут» дорожный сбор от техосмотра
Фото: Юрий Ноярович / Экономическая газета

За 6 месяцев 2020 года УП «Белтехосмотр» выдал 361 212 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. В прошлом году за тот же период было почти на 54% больше – 556 701. Кивать на «вмешательство» коронавируса особо не приходится, ведь уже за январь падение составляло 40%.

И это снижение только в текущем году. Многие автовладельцы игнорируют техосмотр уже несколько последних лет. Хотя каждое «живое» транспортное средство раз в 1-2 года, а то и чаще должно пройти проверку технического состояния, прежде чем будет допущено к участию в дорожном движении.

Чтобы иметь представление о потенциальных клиентах диагностических станций, посмотрите ниже на численность автопарка в стране.

Справочно: Белстат подсчитал, что в 2019 году в личной собственности граждан Беларуси числилось 3,094 млн легковых и 149 тыс. грузовых автомобилей, 418 861 мотоцикл и мотороллер, 11 647 автобусов. Еще более полумиллиона транспортных средств принадлежит организациям.

Собственно, к самой процедуре техосмотра никаких претензий. Но даже исправному автомобилю получить разрешение сегодня невозможно без предъявления квитанции об оплате госпошлины «за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении», или т.н. дорожного сбора.

«Привязали» дорожный сбор к процедуре техосмотра в 2013 году. С тех пор и началась история все возрастающего массового автоигнорирования. Например, мой автомобиль старше 10 лет, поэтому я должен проходить техосмотр ежегодно и в 2020-м, помимо 30 руб. за сам осмотр  и 8,1 руб. (0,3 б.в.) за идентификацию транспортного средства, регистрацию и оформление разрешения на допуск, обязан еще уплатить и госпошлину в размере 162 руб. (6 б.в. за автомашину массой 1,5-2 т). У кого авто поновее и потяжелее (свыше 3 т) платит сбор сразу за 2 года и уже 22 б.в. (594 руб.). Деньги немалые, а когда ты пенсионер и ездишь всего несколько теплых месяцев в году, то и несправедливые.

Два года назад госпошлину решили «отвязать» от техосмотра. Минфин разработал проект Указа Президента «О платежах за участие в дорожном движении», после общественного обсуждения и многочисленных согласований он был направлен в Администрацию Президента.

Предлагалось дать возможность физлицам платить госпошлину как за месяц (0,5 б.в.), так и за 1-2 года. А если сразу внесешь всю сумму за год и более, то получишь 20% скидки. В моем случае – это сэкономленные 32,4 руб. Контроль хотели вести через камеры видеофиксации. Не погасил дорожный сбор за период, когда эксплуатировал машину, получи «письмо счастья».

Но снова возникли вопросы, в частности, эффективности контроля. А не включить ли госпошлину в стоимость топлива, тогда и контроль не нужен? Сколько намотаешь километров, столько и оплатишь.

Минфин был категорически не согласен. Как объяснял предыдущий министр Максим Ермолович:

«Фактически это повышение ставок акцизов и цен на топливо на внутреннем рынке. Здесь есть свои преимущества и недостатки.

С одной стороны, существенно упрощается порядок уплаты сбора, но мы понимаем, что конечным плательщиком становится все население. А так как стоимость топлива имеет корреляцию с общестрановыми затратами, это неизменно отразится на общих ценах в экономике, в том числе и на самые массовые продукты».

 

А контролеры кто?

Главными контролерами уплаты госпошлины фактически стали работники диагностических станций. Нет квитанции – нет разрешения.

За езду без техосмотра могут наказать. КоАП за «управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке»  предусматривает на первый раз предупреждение или штраф в размере 1-3 б.в. (27-81 руб.), попался повторно инспектору ГАИ в течение одного года – 2-5 б.в. (54–135 руб.).

Часто вы попадаетесь дважды? По нижней вилке получается существенная разница с суммой госпошлины и техосмотра.

Недавно МВД предлагало ввести в новую редакцию КоАП балльную систему наказания водителей. Собрал 10 баллов за нарушения ПДД – лишился на полгода водительских прав. Предлагали включить сюда и баллы за управление транспортным средством без разрешения на его допуск к участию в дорожном движении. Однако после бурного общественного обсуждения непройденный ТО из перечня планируют исключить.

 

Отменили сертификат, медсправку и талон

Вместо решения вопроса по госпошлине автолюбители получили другие бонусы. Со 2 января т.г. при прохождении техосмотра не нужно предъявлять медсправку. С 1 апреля отменили талон к водительскому удостоверению и сертификат о прохождении гостехосмотра. И наконец с 24 июня для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении юрлицам и ИП также не нужно предъявлять медсправку и сертификат о прохождении гостехосмотра. Т.е. все категории автовладельцев законодательно уравняли. См. постановление Совмина от 19.06.2020 № 356 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156».

1 июля автовладельцы в очередной раз напряглись. В Распоряжении Президента № 119рп «О дополнительных мерах по решению актуальных вопросов жизнедеятельности населения» нашли три важные для себя строчки. Александр Лукашенко поручил исполнительной вертикали обеспечить «совершенствование порядка взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без привязки к прохождению техосмотра».

За несколько недель до выборов какое решение ни прими, любой желающий найдет в нем политический аспект. Но какая разница, если это обстоятельство поспособствует решению застарелой проблемы. Вернутся ли снова к многострадальному проекту Указа, неизвестно. Совмин с облисполкомами должны ежеквартально докладывать о выполнении распоряжения.

Автор публикации: Подготовил Юрий НОЯРОВИЧ


***
Личное: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы