$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

КОГДА ИНТЕРЕСЫ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

29.03.2013

О перспективах развития и регулирования отдельных сегментов финансового рынка Беларуси рассказывает начальник главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью Комитета госконтроля Валентин ПОТАПОВИЧ.

В настоящее время операции покупки-продажи иностранной валюты на международном валютном рынке (FOREX) в соответствии с белорусским законодательством могут осуществлять только банки. Не секрет, что сегодня такой деятельностью занимаются и некоторые граждане республики, но делать это они могут только через иностранных посредников. Таким образом, возникает вопрос о «теневых» доходах и соответственно о потере налоговых поступлений от подобной деятельности. Неудивительно, что достоверной статистики о емкости этого рынка, количестве участников-физлиц и об объемах сделок нет.

Кроме того, для физических лиц ряд юридических лиц — резидентов оказывают обучающие и консультационные услуги. Один из вариантов имитации работы на рынке FOREX — деятельность компаний, имеющих лицензии на осуществление букмекерской деятельности. Физические лица в этом случае делают ставки на изменения курсов валют. В соответствии с законодательством доходы от выигрышей налогом не облагаются. В республике имеется ряд таких организаций.

Таким образом, на практике какой-то сегмент нашего финансового рынка пересекается с FOREX. Но внедрение любых финансовых инструментов и технологий должно приносить пользу для экономики страны.

В соответствии с Программой социально-экономического развития на 2011–2015 гг. ключевым направлением привлечения отечественных и иностранных инвестиций являются экспортно ориентированные и импортозамещающие производства. Программой также предусмотрено формирование благоприятных условий для развития всех сегментов финансового рынка.

Как видим, государственные приоритеты находятся в сфере привлечения инвестиций и развития в первую очередь инновационных производств и соответственно финансовых инструментов, обеспечивающих рост потенциала конкурентоспособной экономики, не оставляя без внимания и другие сегменты финансового рынка.

Мы стараемся оценить и учитывать по возможности многие риски, связанные с различными процессами в экономике и финансовой сфере. В последнее время в СМИ стали появляться статьи и комментарии различных специалистов о необходимости регулирования на законодательном уровне деятельности участников рынка FOREX и перспектив их работы в республике. При этом мнения расходятся.

Нацбанк, взяв на себя ответственность за установление соответствующих правил, по которым деятельность участников этого рынка начнет осуществляться у нас в стране, предлагает даже освободить от налога доходы от таких операций физических лиц. По мнению специалистов Нацбанка, граждане нашей страны и других государств в созданном прозрачном правовом поле, получив юридическую защиту и налоговые льготы, начнут работать именно под нашей юрисдикцией. Это приведет, в свою очередь, к притоку компаний — финансовых посредников, которые «пропишутся» в Беларуси и принесут инвестиции, как минимум, став плательщиками налогов.

Другие специалисты скептически относятся к подобным планам. Перспективы отнять у оффшорных зон, в которых в настоящее время сосредоточен основной капитал FOREX-компаний, переключив часть их доходов и денежных потоков на отечественный финансовый рынок, кажутся им маловероятными, как и ожидаемый рост рынка от прихода на него граждан, например, России, Казахстана.

С одной стороны, FOREX базируется на принципе свободной конвертации валют, что предполагает отсутствие государственного вмешательства при заключении сделок (нет официального валютного курса, нет ограничений на направление, цены и объема сделок), и на гарантиях свободы подобных операций. В то же время, как показывает мировая практика, обычно устанавливаются правила и ограничения на предоставление посреднических услуг, касающиеся прежде всего взаимоотношений клиента (трейдера) и посредника (брокера), а также рекламы подобной деятельности.

Учитывая, что операции на рынке FOREX, по сути, носят спекулятивный характер, и он остается пока одним из самых непрозрачных сегментов финансового рынка, регулирование со стороны государства, по всей видимости, необходимо, хотя бы для того, чтобы увеличить уровень защищенности и доверия клиентов. К этому приходят и другие страны, например Россия.

Другой вопрос, что нужно для привлечения к нам инструментов данного рынка. Предложение о введении налоговых льгот для зарабатывающих на этом физических лиц в целях вывода их деятельности «из тени» и становления финансовых посредников, обеспечивающих доступ участников к этому рынку, на мой взгляд, в силу необходимости исключения всевозможных рисков требует еще дальнейшего обсуждения и проработки. Ведь есть немало примеров, когда разнообразные послабления в финансово-экономической сфере не дают ожидаемого результата или дают, но обратный эффект.