Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
09.04.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Когда деньги важнее ваучера

Некоторые подходы к приватизации белорусских субъектов хозяйствования вообще, и объектов отечественной нефтехимии в частности, в прошлую пятницу стали предметом обсуждения на совещании с участием главы государства. Оно было посвящено вопросам размещения акций акционируемых предприятий.
Некоторые подходы к приватизации белорусских субъектов хозяйствования вообще, и объектов отечественной нефтехимии в частности, в прошлую пятницу стали предметом обсуждения на совещании с участием главы государства. Оно было посвящено вопросам размещения акций акционируемых предприятий.

Прежде всего внесена ясность относительно кредитоспособности белорусского ваучера как денежного эквивалента при приобретении акций. Живые деньги оказались куда весомее наших чеков "Имущество". Последние явно скомпрометировали себя, "засветившись" в качестве доступного и дешевого предмета спекуляции на вторичном рынке. Этот вывод сам собою напрашивается после красноречивой ремарки Президента: "если кто-то думает, что мы обменяем белорусские ваучеры, как это было в России, на акции предприятий, -- забудьте." "Только денежные выплаты. Мы не такие богатые, чтобы бесплатно выкидывать акции и за бутылку на вторичном рынке их продать".

Далее на совещании впервые прозвучала внятная информация о будущем приватизации в Беларуси. По словам главы государства в ближайшие годы предполагается рассмотреть около 30 крупных инвестиционных проектов. Их реализация рассчитана на 5 лет и обещает привлечение инвестиций в размере до 1 млрд. USD. В этой связи Президент сделал акцент на необходимости основательной, пусть и не столь быстрой, как хотелось бы, подготовки к разгосударствлению предприятий, которые будут определены для акционирования. Эти процессы могут "идти годами, потому что в шею нас никто не гонит". Говоря об акционировании ПО "Нафтан", ПО "Полимир", ПО "Азот", предприятия "Белшина", а также об инвестиционном проекте ОАО "Криница", Президент подчеркнул обязательность" взвешенной" работы, предостерег от торопливой распродажи государственного имущества. Многие аналитики склонны считать эти слова косвенным объяснением затягивания объявленных ранее сроков акционирования "золотого фонда" белорусской нефтехимии и разрешением не ставить во главу угла только график.

В предыдущих номерах нашей газеты члены правительства и ответственные за акционирование чиновники из Минэкономики (см. NN 9, 23) подробно разъяснили ситуацию с оценкой имущества приватизируемых предприятий. Напомним, что сложность ее заключается в отсутствии в Беларуси института рыночной оценки госсобственности. Инструмент определения ее цены по балансовой стоимости, конечно же, далеко не универсален. С его помощью скорее можно продешевить. На это также обратил внимание А.Лукашенко. При оценке имущества, сказал он, "не надо смотреть на железяки, главное -- наш рынок, наша земля и самое важное -- подготовленные люди." Как видим, радиус "территории", которую нужно оценить все-таки мерилом рынка, значительно расширяется. Это тоже может существенно повлиять даже на вторично определенные темпы работы экспертов.

С приватизационными проектами, заметил Президент, "в обязательном порядке должны быть ознакомлены парламент и желающие представители оппозиционных политических сил". И лишь после всех согласований, консультаций и утверждения они будут вынесены на открытый конкурс.

Сроки этого события названы не были, но учитывая прогнозы специалистов Министерства экономики, высказанные ранее, это может произойти в середине лета сего года. А может быть, и позже. Аналитики со стороны российских инвесторов менее оптимистичны и уверены, что задержка может длиться, увы, даже не месяцы и что ее могло бы не быть, допусти белорусская сторона инвесторов к участию в приватизации на первой стадии, то есть не создавая вначале акционерных обществ со 100-процентным пакетом акций в руках государства. Время покажет, кто был прав.

Но пока продавец и покупатель, как и положено при значительной сделке, осторожны и подозрительны. На совещании у Президента подтверждены ранее высказанные требования к качеству проектов большой приватизации. Это их направленность на "живые" инвестиции, повышение эффективности производств на основе модернизации и внедрения новейшей технологии, социальную защиту работников и занятость "на долгосрочную перспективу", не сокращение, а расширение рабочих мест", повышение заработной платы, наконец, гарантированные поступления в бюджет государства. В этом случае, на втором этапе акционирования, оно передаст свой контрольный пакет акций в полное владение хорошо зарекомендовавшему себя инвестору.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by