Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Исследования
04.02.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

КОГДА БОГАТСТВО В СЧЕТ©

В последнее время во многих странах власти стремятся увеличить бюджетные доходы за счет налогов на граждан. Не избежала этой тенденции и Беларусь. Одно из таких новшеств — пошлина на автомобили — уже появилось в текущем году, другие, вроде налогов на тунеядцев, на импорт и т.п., еще остаются в стадии обсуждения. Между тем разнообразные варианты налогов в той или иной форме уже применялись в разное время во многих местах, причем зачастую с неадекватными последствиями. В этом можно убедиться, ознакомившись с докладом института стратегического анализа российской компании ФБК «Из кризиса за счет богатых».

В последнее время во многих странах власти стремятся увеличить бюджетные доходы за счет налогов на граждан. Не избежала этой тенденции и Беларусь. Одно из таких новшеств — пошлина на автомобили — уже появилось в текущем году, другие, вроде налогов на тунеядцев, на импорт и т.п., еще остаются в стадии обсуждения. Между тем разнообразные варианты налогов в той или иной форме уже применялись в разное время во многих местах, причем зачастую с неадекватными последствиями. В этом можно убедиться, ознакомившись с докладом института стратегического анализа российской компании ФБК «Из кризиса за счет богатых».

Предлагая новые налоги, законодатели обычно уверяют, что это позволит создать стимулы для решения каких-нибудь проблем, например, сократить импорт, защитить отечественного производителя, восстановить социальную справедливость. Однако на практике зачастую не удается добиться ни одной из заявленных целей, и даже некоторое пополнение бюджета оборачивается порой дополнительными потерями. Внимательно изучив мировой опыт, авторы исследования обнаружили, что эффективное введение новых налогов требует тщательного анализа условий и нюансов, позволяющих учесть интересы различных групп населения и получить от их взимания чистый доход. При этом увеличение налогов, вошедшее в моду после кризиса 2008–2010 гг. за рубежом, мало помогло улучшению экономической ситуации.

В спокойные времена сфера применения налогов на благосостояние сокращается, но в период мирового экономического кризиса некоторые страны его ввели, а другие заинтересовались подобной практикой.

Само понятие «роскошь» с фискальной точки зрения различается: в ряде стран налоги установлены на ювелирные изделия и некоторые другие виды товаров, но в основном объектами налогообложения становятся дорогие автомобили, частные самолеты и яхты, недвижимость, финансовые активы. Иногда такие налоги взимают при приобретении подобного имущества (повышенные ставки НДС или налогов с продаж, акцизы, специальные налоги на отдельные товары), иногда — за владение или при передаче (налоги с прибыли от продажи, с наследства, дарения и т.д.). Ранее чаще всего использовались повышенные ставки НДС на отдельные группы товаров, но сложности при администрировании заставили от них отказаться. Во-первых, возникает проблема с достоверностью информации о наличии объектов благосостояния. Например, драгоценности легко спрятать, финансовые активы скрываются под завесой банковской тайны и в оффшорных юрисдикциях, как ни стараются налоговые органы получить полный доступ к сведениям о собственниках и бенефициарах таких активов. Во-вторых, сложно достоверно оценить рыночную стоимость элементов благосостояния, которые на данный момент не продаются. Гораздо проще собирать акцизы, которые, по данным ФБК, приносят до 12% всех налоговых доходов государств ОЭСР. Впрочем, акцизами чаще облагаются не предметы роскоши, а алкогольные, табачные изделия и топливо. По этому же пути идет и Беларусь, хотя у нас этот налог потихоньку превращает в предметы роскоши весьма обыденные вещи.

В России также стала популярной идея дополнительного налогообложения элитной недвижимости и дорогих автомобилей. При этом некоторые мечты, как и у нас, воплощены в жизнь. Так, с 2014 г. в России тоже введен транспортный налог для физических лиц, но в отличие от белорусских налогоплательщиков российские узнали о нем еще 23 июля прошлого года, когда был опубликован Закон № 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В РФ размер налога гораздо больше дифференцирован в зависимости от стоимости машины и ее возраста.

Кроме того, наши соседи ввели прогрессивную шкалу налога на недвижимость. В соответствии с поправками в Закон «О налогах на имущество физических лиц» объекты с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент – дефлятор, до 300 млн. RUB облагаются по ставке 0,1% , свыше 300 до 500 млн. — от 0,1% до 0,3% включительно; свыше 500 млн. — от 0,3% до 2% включительно. Кстати, в Беларуси планируется обсудить вариант обложения недвижимости исходя из кадастровой стоимости, возможен и другой вариант. По расчетам ФНС РФ, если бы налог рассчитывался, из кадастровой стоимости налоговая нагрузка увеличилась бы в 2 раза. То есть переход на такую оценку существенно увеличил бы налоговое бремя для богатых. Однако аналитики ФБК считают, что сумма в 300 млн. RUB явно завышена, поскольку таких объектов недвижимости даже в Москве не более 100.

Как показывает исследование ФБК, за рубежом есть достаточно много примеров по налогообложению богатства. Например, в Венгрии с 2010 г. действует налог на личное благосостояние, который взимается по прогрессивной шкале от рыночной стоимости имущества (кроме недвижимости, если она является основным местом жительства), в т.ч. с автомобилей с высокой мощностью двигателя. В Норвегии таким налогом облагаются дома, наличные, банковские депозиты, сбережения в виде страховых и пенсионных планов, корпоративные активы, ценные бумаги, в Швейцарии — объекты недвижимости, банковские счета, акции и другие ценные бумаги, ипотечные и другие кредиты. В этой стране есть и налог на недвижимость, взимаемый по ставке от 0,05% до 0,3% от стоимости объекта. Транспортный налог уплачивается в Португалии по прогрессивной шкале в зависимости от объема двигателя при регистрации автомобиля.

Во многих латиноамериканских и азиатских странах есть налог на владение автомобилем, а в придачу — налог на роскошь распространяется на деликатесы, изделия из драгоценных металлов, меха, дорогую одежду, бытовую и компьютерную технику, парфюмерию, стрелковое оружие. В Мексике такой налог взимается также за членство в гольф клубах, потребление в барах и ресторанах, где доступен алкоголь (кроме вина и пива), в Таиланде — за дорогие часы, очки и ручки (в размере 25–80%). В этой стране ставка налога на приобретение автомобилей в зависимости от мощности двигателя достигает 50%, а при их ввозе уплачивается 80-процентная пошлина. В итоге суммарная величина налогов достигает 328% первоначальной цены машины. В Индии взимается налог с благосостояния по ставке 1% с имущества, превышающего 3 млн. рупий (около 46 тыс. USD), акциз с дорогих автомобилей — 27%. И все же транспортный налог, в отличие от Беларуси, практически нигде не увязан напрямую с авто.

Проблема администрирования налога на роскошь в том, что граждане, ее имеющие, делятся на 2 группы. У одних хватает денег как на саму покупку, так и на уплату налога, а другие получают дорогостоящее имущество в дар или наследство или покупали его, когда имели возможность, а потом не в состоянии оплатить налог. Поэтому, делает вывод ФБК, необходимо тщательно продумывать условия сбора, возможные схемы уклонения, прогнозировать доходы бюджета, чтобы они не оказались ниже, чем издержки на администрирование. К тому же нужно представлять социальные последствия, в т.ч. реакцию людей, которые из-за высоких налогов будут вынуждены отказаться от наследования имущества (например, дома или земельного участка) или сокращать потребление, что негативно скажется на состоянии рынка и, возможно, некоторых отраслей.

А самый главный вывод таков: все усилия, как показывает практика, не приносят желаемых результатов. Практически нигде не удавалось за счет повышения налогов и, в частности, введения налога на роскошь в какой-либо форме ни добиться существенного увеличения доходов казны, ни ускорения экономики, ни даже «заткнуть» какие-то бреши в бюджете. В последнее время в ЕС все чаще говорят, что налог на капитал отвечает принципу национальной ответственности, согласно которому налогоплательщики отвечают за обязательства собственного правительства. Поэтому надо ввести такой налог прежде чем обращаться за помощью к Евросоюзу предложил недавно центробанк Германии. Но, вероятно, и правительства должны тщательно просчитывать свои обязательства, чтобы не возлагать потом их неподъемное бремя на своих граждан.

Александра АРТЕМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений