$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

КОГДА АНАЛОГИИ НЕДОСТАТОЧНО©

23.07.2013

В МНС разработали план создания и внедрения системы контроля кассового оборудования, который позволит еще тщательнее контролировать денежные обороты в стране.

Воодушевившись успехами по внедрению системы контроля для торговых автоматов, налоговики решили, что пора идти дальше и установить специальное электронное устройство, которое с 2015 г. обеспечит дистанционную передачу данных в МНС со всего кассового оборудования в республике. Однако это потребует существенных расходов, которые в очередной раз лягут на плечи налогоплательщиков.

В МНС не раз подчеркивали необходимость тщательного «обсчета» любых решений, принимаемых в сфере налоговых правоотношений. Этого требуют также бизнес-союзы, ряд органов госуправления и научно-исследовательских учреждений. Госстандарт в целом поддерживает создание системы контроля кассового оборудования (далее — СККО), но полагает, что нужна концепция развития и совершенствования технологий учета денежного оборота с использованием кассового оборудования, в т.ч. и с внедрением СККО. В Госстандарте отмечают, что в соответствии со ст. 50 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» вместе с проектом нормативного правового акта представляется его финансово-экономическое обоснование. Но в проекте плана МНС пока нет четкой последовательности мероприятий по созданию СККО, хотя разработка проекта нормативного правового акта по его внедрению в РБ должна быть завершающим этапом в проекте плана, после проведения опытной эксплуатации системы и ее положительных результатов.

Также в Госстандарте считают, что при разработке плана надо соблюдать требования технических нормативных правовых актов, в т.ч. ГОСТов по информационным технологиям и стандартов на автоматизированные системы, которыми установлены общие требования к таким системам, основные этапы их разработки, требования к техническому заданию и др.

Сегодня в стране используются разнообразные модели (модификации) кассового оборудования, его количество гораздо больше, чем торговых автоматов, а схемотехника и логика работы значительно сложнее. Поэтому в Госстандарте полагают, что проводить аналогию по созданию системы контроля кассового оборудования и торговых автоматов неуместно.

В качестве компромиссного решения предлагается при внедрении СККО предусмотреть возможность использования кассового оборудования без применения средств контроля налоговых органов, если это оборудование обеспечивает все функции блока по дистанционной отчетности пользователя перед налоговыми органами о денежных оборотах и защите информации в кассовом оборудовании от несанкционированного изменения и (или) уничтожения (например, с использованием средств криптографической защиты, электронной цифровой подписи).

Вероятно, проект плана МНС требует существенной доработки, чтобы еще раз все взвесить и соизмерить ожидаемые доходы государства и расходы налогоплательщиков на планируемые новшества.

Александра АРТЕМОВА