Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Приватизация
07.03.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Когда акционерное общество обретает иной статус

Разговор о реорганизации акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных унитарных и арендных предприятий в процессе приватизации, был начат нашей газетой еще в прошлом году (см. "НЭГ" N 84 за 2002-11-12г.)...

Разговор о реорганизации акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных унитарных и арендных предприятий в процессе приватизации, был начат нашей газетой еще в прошлом году (см. "НЭГ" N 84 за 2002-11-12г.). Редакция получила письма с просьбой продолжить эту тему. Читатели, в частности, просят подробнее остановиться на некоторых аспектах преобразования ОАО, акции в которых (пакетом или частично) принадлежат государству. Именно здесь больше всего возникает острых проблем.

Действительно, как, например, открытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, может быть реорганизовано путем присоединения к нему такого же ОАО? Каков порядок его дальнейшей деятельности? Каким образом такое общество может выступать учредителем иных юридических лиц?

Особенность таких обществ обусловливается тем, что в принятии решений в них участвует представитель государства, назначаемый в соответствии с Положением о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утв. постановлением Совета Министров от 31.12.98г. N 2031 (далее -- Положение). Осуществление владельческого надзора в акционерных обществах, акции которых находятся в коммунальной собственности, определяется аналогичными нормативными актами, принимаемыми местными Советами депутатов либо исполнительными комитетами.

Согласно п.9 Положения представитель государства участвует в работе общего собрания АО, совета директоров (наблюдательного совета) при наличии в нем такого органа управления (он создается в акционерных обществах с числом акционеров более 50 (п.2 ст.103 ГК)), а в случае ликвидации общества -- в работе ликвидационной комиссии.

Представитель государства может принимать участие в обсуждении вопросов у руководителя общества. При этом он обязан согласовать письменно с органом, осуществляющим владельческий надзор, свою позицию по следующим вопросам, выносимым на рассмотрение органов управления АО:

1) назначение на должность и освобождение от нее руководителя АО и условия оплаты его труда;

2) передача полномочий исполнительного органа общества другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему);

3) отчуждение, залог имущества общества;

4) по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Напомним, что согласно п.1 ст.103 ГК к таковым, в частности, относятся:

-- изменение устава общества, в том числе размера его уставного фонда;

-- решение о реорганизации и ликвидации общества.

При этом вопросы, связанные с изменением уставного фонда, реорганизацией или ликвидацией АО, предварительно (до дачи соответствующего поручения представителю государства) должны быть согласованы с Министерством экономики -- органом, осуществляющим владельческий надзор.

Таким образом, порядок принятия обществом, часть акций которого принадлежит государству, решения о реорганизации (в том числе путем присоединения другого акционерного общества) будет следующим.

Вопрос о реорганизации в порядке, предусмотренном уставом общества, должен быть включен в повестку дня собрания, о котором следует известить акционеров в сроки и способами, установленными уставом (публикацией в печати, заказными письмами и т.п.). Представитель государства, исходя из необходимости защиты экономических интересов государства в деятельности общества, представляет свои предложения органу, осуществляющему владельческий надзор. Последний направляет письменный запрос на санкционирование в проведении реорганизации. Получив "добро", орган, осуществляющий владельческий надзор, издает приказ о даче согласия представителю государства на голосование за решение об изменении статуса общества. В случае его принятия решение о слиянии либо присоединении должно быть принято обоими АО, участвующими в реорганизации.

После этого общим собранием акционеров с соблюдением требований о правомочности, кворуме и иных процедурных вопросах принимается решение о реорганизации акционерного общества путем присоединения к нему другого АО. При этом голосование проводится по принципу: одна акция -- один голос (это правило в полной мере распространяется на принадлежащие государству акции). Решение может быть принято не менее чем тремя четвертями голосов лиц, участвующих в собрании акционеров. Следовательно, представитель государства, обладающий недостаточным количеством голосов, не в силах воспрепятствовать принятию решения о реорганизации общества.

Некоторые нюансы имеет реорганизация акционерного общества, в котором введена "золотая акция". Особенность заключается в том, что независимо от количества принадлежащих государству акций представитель государства имеет право наложить "вето" на предложение общего собрания о реорганизации общества (п.5 Порядка введения и реализации особого права ("золотой акции") государства на участие в управлении акционерными обществами, утв. Указом Президента от 14.11.97г. N 591). Данное право означает блокировку решения, на которое не было дано согласия органа, осуществляющего владельческий надзор. При этом возможны следующие варианты развития событий.

Если государство обладает достаточным количеством акций для принятия решения о реорганизации, то представитель голосует за него и оно принимается. Если при этом представитель государства, не обладая должным количеством акций, не может воспрепятствовать принятию такого решения, он объявляет о применении права "вето" и заключение собрания блокируется (не подлежит исполнению).

Очевидно, что в акционерном обществе, акции которого до реорганизации принадлежали государству, после присоединения к нему другого АО, часть ценных бумаг которого также принадлежит государству, пакет акций непременно останется в государственной собственности. Этим будут определяться особенности деятельности такого АО. В частности, для принятия последующего решения о реорганизации необходимо будет соблюдать всю рассмотренную выше процедуру.

Рассмотрим вопрос об особенностях создания таким АО унитарного предприятия, а также об участии в создании другого хозяйственного общества. Решение подобных вопросов не относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества, следовательно, они могут быть отнесены уставом к компетенции как высшего органа управления, так и наблюдательного совета или даже исполнительных органов АО.

В зависимости от того, какой орган будет принимать документ об участии в создании юридического лица, различен и порядок участия представителя государства в решении данного вопроса. Так, если вопрос об учреждении унитарного предприятия либо участии в создании хозяйственного общества уставом отнесен к компетенции общего собрания либо наблюдательного совета, представитель государства голосует принадлежащим ему количеством голосов "за" или "против" принятия такого решения. При этом его позиция может оказаться определяющий (если государство обладает достаточным количеством акций общества).

Если же вопрос об учредительстве юридических лиц отнесен к компетенции дирекции либо директора, то представитель государства вправе только участвовать в обсуждении повестки дня (п.9 Положения).

В случае принятия дирекцией (директором) определенного решения представитель государства не имеет возможности воспрепятствовать его принятию и реализации. Наличие "золотой акции" также не дает возможности применить право "вето" при принятии решения об учреждении юридического лица, если данный вопрос отнесен к компетенции дирекции, а не общего собрания акционеров либо наблюдательного совета.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений