$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Коэффициент справедливости для малого бизнеса

30.12.2008

    Компромиссное решение о частичном изменении условий налогообложения индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога принято Указом Президента от 24.12.2008 № 703. Им внесены дополнения и изменения в некоторые указы, касающиеся регулирования предпринимательской деятельности.

    Указом № 703 отменяется установленное Указом Президента от 18.06.2005 № 285 ограничение по периоду действия (с 1.08.2005 по 31.12.2008 гг.) освобождения от таможенного оформления и обложения таможенной пошлиной (сборами) при ввозе на территорию РБ товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации в отношении ИП — плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю.

    Сохраняется для ИП ныне действующий порядок уплаты НДС в фиксированной сумме по ввезенным ими на территорию РБ из России товарам без соответствующих документов. Впрочем, при наличии документов на все реализуемые товары ИП вправе с начала календарного месяца не применять порядок налогообложения, установленный Указом № 285, а уплачивать все налоги в общеустановленном порядке. При этом переход ИП на общий порядок налогообложения и наоборот будет осуществляться без подачи в налоговый орган заявления.

    Таким образом, проблемы, которые, по мнению многих предпринимателей, грозили исчезновением их бизнеса, решены. Но одновременно принят ряд мер, несколько усложняющих работу ИП.

    Во-первых, «в целях выравнивания налоговой нагрузки» ИП и организаций увеличены максимальные значения базовых ставок единого налога по всем категориям населенных пунктов. Предполагается, что такое увеличение не увеличит автоматически действующие ставки налога, поскольку конкретизировать их будут своими решениями областные и Минский городской Советы депутатов в зависимости от видов реализуемых ИП товаров (работ, услуг), места осуществления деятельности и иных условий. Во-вторых, Указом № 703 предусматривается увеличение с 1,5 до 2 повышающего коэффициента, уплачиваемого ИП в случае реализации товаров, произведенных за рубежом. В- третьих, если месячная выручка ИП, уплачивающих единый налог, превысит 20-кратную сумму единого налога, исчисленную за соответствующий календарный месяц, с суммы такого превышения будет исчисляться доплата налога в размере 10%. Это должно обеспечить равные условия деятельности ИП — плательщиков единого налога и юрлиц. При этом обеспечение справедливой конкуренции путем обеспечения «адекватной налоговой нагрузки» оплатят, разумеется, белорусские потребители. Ведь все налоги в конечном итоге закладываются в цену товаров.

    В-четвертых, с 1.01.2009 г. сокращается сфера применения системы уплаты единого налога. Из перечня видов деятельности, при осуществлении которых ИП и иные физические лица уплачивают единый налог, исключается розничная торговля запчастями к автомобилям. Взамен перечень дополнен такими видами деятельности, как «Предоставление мест для краткосрочного проживания» (т. е. сдача внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает 15 дней) и «Перегон автомобилей». Эти высокодоходные занятия будут облагаться налогами по общим правилам. По интернет-магазинам уплата единого налога будет производиться как по отдельному торговому объекту.

    Зато «в целях легализации деятельности физических лиц и упрощения порядка их налогообложения» Указом № 703 установлено, что оказанием услуг по выращиванию сельхозпродукции, дроблению зерна, выпасу скота, репетиторству, чистке и уборке жилых помещений, дневному уходу за детьми гражданам можно заниматься без регистрация в качестве ИП. При этом достаточно будет уведомить налоговые органы о начале занятия такой деятельностью и уплачивать единый налог по достаточно скромным базовым ставкам. Это должно способствовать выводу «из тени» и привлечению к налогообложению лиц, осуществляющих в настоящее время свою деятельность нелегально без уплаты налогов, пояснили в пресс-службе Президента.

    В-пятых, существенно усилена ответственность ИП, являющихся плательщиками единого налога, за осуществление деятельности без получения специальных разрешений (лицензий) либо неуплату этого налога и (или) НДС в фиксированной сумме. Граждане, госрегистрация которых в качестве ИП аннулирована по решению регистрирующего органа, лишаются права в дальнейшем регистрироваться в качестве ИП независимо от срока, истекшего со дня принятия решения об аннулировании госрегистрации. Иными словами, они больше не смогут быть ИП. Норма эта весьма суровая — ведь, например, ст.6.9 КоАП предусматривает лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от 6 месяцев до 1 года, а ст.51 Уголовного кодекса — на срок от 1 года до 5 лет. При этом п.1 ст.51 УК устанавливает, что такое наказание назначается судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Лишение права заниматься определенной деятельностью не может согласно п.3 ст.51 УК назначаться в качестве дополнительного наказания к штрафу. Внесудебный же порядок пожизненного (ведь ограничение срока такого наказания в Указе № 703 не предусмотрен) лишения права заниматься предпринимательской деятельностью становится новой угрозой для существования индивидуальных предпринимателей. К тому же до сих пор осуществление деятельности без лицензии обычно грозило ИП штрафом — от 10 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности. И хотя ст.12.7 КоАП допускала и альтернативное наказание — лишение права заниматься определенной деятельностью, эта норма применялась гораздо реже. Ведь с бывшего предпринимателя- «лишенца» казна уже ничего не получит.

Татьяна АБРАМОВИЧ